Как выбрать автодом для путешествий

Как выбрать автодом
для путешествий

В 2009 году я приобрел собственный автодом и теперь путешествую только в нем. Объездил всю Московскую область, соседние регионы, недавно побывал на своей малой родине — в Псковской области. Обязательный ежегодный маршрут — поездка в Крым. У меня пятеро детей, при этом трое младших путешествуют с нами едва ли не с рождения.

В «нулевые» я наладил бизнес по поставкам автодомов из США и стран Европы в Россию. Перегнал больше сотни таких машин. Естественно, интересовался этой темой и изучил ее вдоль и поперек.

Какой автодом выбрать?

По большому счету их два вида. Есть автодом-прицеп и автодом с мотором. Опытным путем я пришел к выводу, что лучше второй вариант. Семья не может находиться внутри автодома, если он — прицеп, поскольку там нет условий. Кроме того, когда все пять человек (жена и трое детей, к примеру, как в нашем случае) едут в легковом автомобиле за 2000 километров в Крым, то это не очень удобно.

Мой автодом стоит сейчас примерно 2,5–2,8 млн рублей, а покупал я его в свое время за полтора миллиона (цена повысилась за счет роста курса доллара)

Другое дело, если автодом с мотором. Я сижу за рулем легковушки, а мои — «в домике», где есть все необходимое для дальнего путешествия: спальник, туалет, душ, Интернет, можно прямо на ходу подогреть или приготовить еду. Это настоящий дом на колесах, оттуда можно не выходить хоть целый день.

В чем преимущества дома на колесах?

Мобильность. Не надо тратить время на поиск билетов на поезд или самолет, искать гостиницу. Сегодня решили поехать — послезавтра выезжаем. Кроме того, программу отпуска мы придумываем сами и можем легко ее изменить. Не понравилось какое-то место — снялись и поехали дальше.

Экономичность . Мы посчитали, что обычным туристам поездка в Анапу с семьей на две недели обойдется в 150 тысяч рублей. А наше путешествие на автодоме туда же стоило всего 70 тысяч. При этом мы ни в чем себе не отказывали, а потратили в два раза меньше!

Безопасность. Что особенно актуально в свете распространения ковида. Наши знакомые были в отпуске в Анапе и привезли оттуда коронавирус. Они посещали столовые и другие места массового скопления отдыхающих.

В автодоме же ты как улитка: хочешь «вылезти» — на здоровье, не хочешь общаться с людьми — можно и так обойтись. Соответственно, риск заразиться опасным вирусом значительно уменьшается.

Надо ли устанавливать солнечные батареи?

На своем автодоме я установил на крыше солнечные батареи и ни разу ни пожалел. Они сразу добавляют комфорта. Например, захотел прямо на ходу приготовить кофе или чай. Можно, конечно, включить газовую плитку, но помешает дорожная тряска. А если нет проблем с электричеством, можно спокойно кипятить чайник или кофеварку и наслаждаться ароматным напитком.

Без солнечных батарей приходится рассчитывать на генератор собственного мотора, который заряжает бортовые аккумуляторы. Их хватает на день-полтора, и в это время у вас не будет никаких проблем. Но если отправляетесь в путешествие на неделю или месяц, то тут солнечные батареи незаменимы. Ведь без них для пополнения запасов энергии придется каждый раз заводить машину заново — а это не только лишние расходы на солярку, но и неудобство для соседей по стоянке.

Меня спрашивают, сколько нужно батарей. Я начинал с одной, потом понял, что этого мало. Сейчас на крыше моего автодома установлены четыре солнечных батареи на 600 Ватт. Максимальная мощность инвертора — 3,5 киловатта на 12 Вольт.

Поэтому всегда советую: ставьте столько батарей, сколько есть места на крыше. Много никогда не будет. Тем более что это вполне доступно. И еще владельцам автодомов на заметку: все дорожает, а солнечные батареи дешевеют.

Сложно ли парковаться?

Длина моего автодома — 7,5 метра от бампера до бампера. Конечно, с такими габаритами парковаться, к примеру, в той же Москве проблематично. В Питере с этим проще. В одной из недавних поездок я там припарковался бесплатно у Исаакиевского собора, и мы два часа гуляли по центру города. Хотя мой приятель однажды неожиданно сумел удачно встать с автодомом в центре Москвы — местные жители подсказали. И целый день наслаждался видом на Кремль, а также гулял вокруг.

Удобно ли ночевать и путешествовать с детьми?

С ночевкой в автодоме нет проблем. Приведу такой пример. Я живу в частном доме. Летом, когда возвращаюсь из путешествия, мне попросту лень таскать постельное белье туда-сюда. И я продолжаю ночевать в машине! Особенно, если знаю, что скоро предстоит новая поездка.

Что касается путешествий с детьми, то своих я вожу в автодоме практически с рождения. В прошлом году мы ездили с тремя детьми на месяц в Крым, при этом младшей дочке был всего месяц. Никакого дискомфорта мы не испытывали.

Помыть ребенка — не проблема, поскольку в автодоме всегда есть горячая вода и душ, а в салоне — мультиварка, чтобы подогреть еду. Если дети устали, то им необязательно сидеть, можно всегда прилечь в спальнике. Стало прохладно — включаешь печку, если жарко — открываешь люки.

На предыдущем автодоме я даже ставил кондиционер, поскольку несколько лет подряд в Крыму летом было жарковато. Но сейчас такой проблемы нет, нам хватает обычной вентиляции.

Герой: Алексей Якубович, предприниматель и путешественник

Страховка «Антиклещ»

Если вы отправляетесь в путешествие по стране и планируете загородные поездки на природу, рекомендуем приобрести страховку от укуса клеща. Стоимость такого полиса 240 руб. в год, при этом в случае укуса опасного паразита стоимость лечения составляет порядка 8 000 руб.

Многие не предают значения этому факту, но укусы клещей являются смертельно опасными. Они являются переносчиками серьезных заболеваний (энцефалит, боррелиоз, анаплазмоз), которые могут нанести непоправимый вред здоровью человека, если вовремя не ввести иммуноглобулин.

Стоимость этого препарата на человека со средним весом 70 кг – 5600 руб., анализ клеща – 1200 руб., антибактериальное лечение – 800 руб. По полису все эти услуги и медикаменты будут доступны за 240 руб.

Советы для тех, кто решился

Купить или арендовать автодом – полдела, ведь главное в такой авантюре – сама поездка. Для тех, кто планирует путешествие в автодоме впервые, есть несколько тонкостей, на которые стоит обратить внимание.

Помните о габаритах

Для большинства автодомов подходят права категории B, однако это не легковая машина. Если вы никогда не водили подобный транспорт, полезно «объездить» его на какой-нибудь площадке перед тем, как отправиться в путь.

Позаботьтесь о воде

Автодом оснащен собственной системой водоснабжения и канализацией, состоящей из трех емкостей. В одну вы заливаете питьевую воду, в другую сливается вода из душевой и кухни, в третью попадают отходы из туалета.

Читайте также  Бирюзовые занавески

Наличие больших емкостей для жидкостей накладывает некоторые ограничения на использование. Во-первых, надо следить за температурой. Если автодом не оборудован отоплением, двойными полами и вообще не рассчитан на минусовые температуры, то даже не пытайтесь использовать его зимой. Если все это есть, то все равно надо следить, чтобы температура за бортом не опустилась ниже порога, заявленного в руководстве. Во-вторых, парковать автодом надо только на ровных горизонтальных поверхностях. Вам будет комфортнее спать, и риск повреждения систем с жидкостями или газом, если на кухне есть газовая плита, исключен.

Собственная питьевая вода – это здорово, но она быстро кончается. Для путешествий семьей, в которой двое взрослых и двое детей, расход с использованием душа составляет приблизительно 160 л на 2,5 дня, а если без душа – 160 л на 4 дня. Поэтому опытные путешественники рекомендуют останавливаться в оборудованных кемпингах, где вы можете принять душ вне автодома, пополнить запасы питьевой воды и слить отходы из двух других баков. Если такой возможности нет, стоит подумать об экономии в пути: например, взять с собой жидкое дезинфицирующее средство, чтобы реже мыть руки под краном, а также одноразовую посуду и большой запас влажных салфеток.

Стоит подумать об экономии в пути, чтобы снизить расход воды (Источник фото: creativemaxx.com)

Займитесь обстановкой

Те, кто отправляются путешествовать в доме на колесах впервые, часто просто перетаскивают необходимые вещи из обычного дома в авто. При этом есть большой риск что-то не взять или не вернуть. Так что если у вас есть собственный автодом, имеет смысл оснастить его независимо от обычного жилья, чтобы сборы заключались только в наборе воды в питьевой резервуар.

Планируйте стоянки

Вопрос со стоянками достоин отдельного обсуждения. Скажем, вы отправляетесь в 45-дневное путешествие по Европе. Вы составили маршрут, на котором отметили необходимые кемпинги, но готовы к незапланированным остановкам у живописных мест или пропущенным поворотам, добавляющим лишние 100 км. В этом случае провести две ночи вдали от кемпинга не проблема, если он все равно по пути следования. Но если у вас сжатые сроки и все рассчитано до миллилитра жидкости, лишняя остановка в неподготовленном месте может создать трудности. Тщательное планирование маршрута с обязательными остановками и запасом времени поможет избежать этих проблем.

Уютная хижина

Минидомик в 9 кв.м – болгарская интерпретация крыши на колесах. Впрочем, внутри он кажется гораздо просторнее – все дело в нестандартной высоте для трейлера 240 см. Интерьер и фасад сделаны из соснового массива, пол – из березовой легкой фанеры. Одна сторона фасада полностью остеклена, а за ним начинается терраса.

Чтобы достичь совершенной гармонии, сосновый массив внутри дома красить не стали, а только промаслили. Так, домашний очаг будет пропитан ароматом сосны.

Перспектива для российского рынка

В России хоть и любят автопутешествия, но дома на колесах только начинают набирать популярность. Это обусловлено не только достаточно высокой стоимостью этого вида транспорта, но и отсутствием в достаточном количестве станций их обслуживания, мест хранения, а также специальных кемпингов, где можно с удобством провести долгожданный отпуск. И конечно главная причина малой популярности – это погодные условия. Путешествовать в таких автодомах приятно и интересно в хорошую, сухую, солнечную погоду. Передвигаться по заснеженным барханам, где и на рядовых автомобилях проехать сложно, не так романтично.

Дом на колесах плюсы и минусы

Осуществив поиск в интернете по запросу, вынесенному в заголовок раздела, можно получить топ плюсов и минусов автодомов и караванинга как образа жизни. Достоинства иногда бывают преувеличенными, недостатки – рафинированными и прилизанными.

Обратившись к отчетам реальных пользователей автодомов, причем не тех, кто выехал к морю на пару недель, а реально в нем живет круглый год, мы получаем следующие сведения.

Достоинства

приобретение подержанного прицепа людьми, оставшимися без жилья, выручало настолько, что привыкнув и доработав, они так втягивались в робинзонаду, что уже не хотели менять этот формат на привычный, и получали своеобразное удовольствие;

минимальная стоимость оплаты жилья;

увеличение числа приходящих друзей и приятелей в сравнение с ранним периодом до «переселения»;

уютность и компактность как мироощущение;

совершенно неожиданное отношение и человеческое любопытство к подобному формату бытия.

Недостатки

водопотребление, водоснабжение, слив отходов, стирка, мытьё в душе – каждый решал в силу возможностей, но все признают наличие данной проблемы, не такой заметной на оборудованных кемпингах, и совершенно отсутствующей в обычной городской жизни;

усиленное отопление в морозные дни, перемерзание редукторов, шлангов и газа в баллоне;

необходимость регулярной вентиляции для избежания не комфортных ощущений выжженного и пересушенного воздуха;

первоначальное внимание полиции, обычно заканчивающееся после предъявления документов;

невозможность побыть одному, при проживании нескольких человек;

маркетинговый расчет домов на колесах на временное пребывание во время непродолжительного отпуска, для постоянного проживания требуются более «кондовые» технические решения мебельной фурнитуры и оборудования;

невозможность приглашения большого количества гостей;

маленькая кухня, холодильник, морозильник, отсутствие стиральной машины, посудомойки;

осуждающе жалостливое отношение некоторых собеседников.

EleMMent Palazzo

Это самый дорогой дом-фургон в мире, стоимость которого оценивается в $3 млн США. Этот шедевр австрийского автопрома оформлен в футуристическом стиле и покрыт краской, которая светится в темноте. Длина трейлера составляет 12 м, высота — 4 м, вес — 20 т.

Дом на колёсах состоит из двух полноценных этажей, разделённых на сектора. На первом этаже расположена лаунж-зона с тёплым паркетным полом, массажными креслами и выдвижным баром. Второй этаж можно оборудовать по желанию владельца. Здесь легко размещаются две просторные спальни и два санузла.

На крыше автодома находится терраса площадью 65 кв. м, которая выдвигается одним нажатием кнопки. Она оснащена баром и системой отопления.

Как и в предыдущем случае, быстро приобрести свою личную виллу на колёсах не получится, поскольку ежегодно производится только 5 таких трейлеров.

3. При выборе размера автодома
важно понимать:

В США большие пространства, дороги и парковки. Здесь проблем с размером автодома нет. Мы путешествовали по Мексике и Центральной Америке на 24-футовом доме. Он занимает чуть больше полутора парковочных мест в длину. Будь он больше, например, 26−27 футов мы бы встретили много сложностей с тем, чтобы проехать по центру некоторых колониальных городов. Также, чем длиннее дом, тем выше риск задеть низом задней части автодома при спуске или подъеме в крутую горку.

Про особенности управления автодомом можете почитать здесь.

Определитесь какая планировка вам нравится, а какая — точно не подойдет.

Расположение внутри во многом зависит от размера дома. В больших автодомах (свыше 27 футов) в задней части находится спальня, которая, фактически, отдельная комната.

В автодомах среднего размера также можно встретить варианты с кроватью сзади. Именно такой был у нас. Мы повесили шторку, тем самым разделив пространство автодома на две части. Здесь вход расположен в передней части дома. Если входная дверь находится сзади, то вдоль всей задней стенки будет туалет/ванна либо кухня. При такой планировке разделить пространство уже не получится.

Читайте также  Кассетный потолок в квартире

Женский вариант мобильного жилья

На нашем портале примеров строительства женщинами как небольших каркасных домов и подсобок, так и капитальных каменных хором – хватает. Вот и американки не сидят, сложа руки, и не ждут с моря погоды – Мейси Миллер из города Бойси, что в штате Айдахо, построила комфортабельный дом-прицеп.

Как периодическая система Менделееву, так и идея дома Мейси приснилась, и не смутный образ, а детально, каждая мелочь в жилье для будущей семьи. Но сон по утру, как это бывает, не развеялся, а трансформировался в мечту, которая, в свою очередь, переросла в идею. Как и студенты, девушка предпочитает не быть привязанной к одному месту, поэтому вместо стационарного фундамента выбрала платформу прицепа. С созданием чертежа дома сложностей не возникло, так как американка училась в архитектурной школе.

А вот чтобы реализация прошла без сучка и без задоринки, Мейси вступила в движение «Крошечный дом», где ей помогли разобраться с нюансами строительства. Одна из записей в блоге девушки гласит:

Я стала одержима идеей строительства собственного жилья, а получив поддержку у членов движения, окончательно удостоверилась в правильности принятого решения. Поэтому с огромным воодушевлением взялась за строительство своего дома. И теперь с гордостью заявляю, что это 100 % мое детище… Я всем людям советую прислушиваться к своему сердцу и следовать за мечтой.

На проектирование и строительство дома потребовалось полтора года – все работы Мейси выполняла самостоятельно и старалась использовать натуральные, безопасные материалы. Изначально площадь дома составила около 18 м², плюс небольшая терраса перед входом для вечерних посиделок.

Консольный вынос в передней части в месте сцепления прицепа с тягачом позволил немного расширить пространство для спальной зоны.

В процессе строительства Мейси упала с крыши и травмировала позвоночник, но это не стало причиной для прекращения работ, напротив, травма превратилась в стимул.

При компактных размерах в доме есть спальня, гостиная, кухня и все удобства, и, несмотря на то, что основные помещения объединены общим пространством, это никак не сказалось на уровне комфорта, не говоря о визуальной составляющей.

Терраса так и манит посидеть в уютном кресле. А учитывая, что дом установлен на лужайке, окруженной деревьями в глубине двора, единение с природой обеспечено.

Во внутренней и наружной отделке превалирует натуральное дерево – интерьер в стиле лофт, в бело-черной гамме с добавлением пастельных тонов. А фасад набран из дощечек естественного цвета, их Мейси специально оставила в первозданном виде, чтобы подчеркнуть натуральность.

По сути, дом внутри, как большой коридор, поделенный на несколько зон – прихожая с кухонным гарнитуром плавно переходит в гостиную и оканчивается консольной спальней.