Подготовка основания для укладки тротуарной плитки

Подготовка площадки для монтажа тротуарной плитки требует соблюдения ряда условий. Базовыми требованиями к основанию являются:

  • устройство дренажной подушки для отведения скапливающейся влаги и предупреждения разрушения элементов мощения;
  • укладка гидроизолирующего слоя для предотвращения скапливания излишков воды;
  • обустройство водосточной системы, а также стоковых каналов с учетом уклона местности.

Основание должно быть ровным, чтобы обеспечивать надежную укладку плиточного покрытия.

Обязательно наличие углубления для организации дренажа и предотвращения движения форменных элементов брусчатки в случае проседания грунта.

Многих людей интересует вопрос: «Можно ли класть тротуарную плитку на старое покрытие?» Такая возможность зависит от двух аспектов: состояния непосредственно покрытия и его базы. Если плиточный слой или асфальт не размыт водой, ровный и без просадки, мощение осуществляют без удаления имеющегося покрытия. В иных случаях старую плитку разбирают и начинают работу с нуля.

Подготовительные земляные работы

Дальнейшие действия зависят от того, какой вид основания выбран:

  • песчаное покрытие;
  • песчано-цементное;
  • бетонное.

Цементный раствор не готовят при этом, а используют сухую смесь. Заливка водой осуществляется после укладки основания. Для создания бетонного покрытия замешивают цементный раствор. При этом создается опалубка, последовательность действий при подготовке к земляным работам будет уже другой.

Общий этап для формирования любого основания — выемка грунта на участке, где планируется укладывать плитку. Работу выполняют своими руками, т. к. в данном случае не нужно копать глубокий котлован, как под фундамент.

Толщина слоя почвы, который нужно удалить, определяется видом основания: песчаное, песчано-цементное или бетонное. Чем больше материалов при его обустройстве будет использоваться, тем толще слой удаляемого грунта.

Главные критерии, на которые следует ориентироваться, когда производится выемка почвы:

  • площадка, формированная из плитки, должна быть вровень с поверхностью земли, при этом используют столько материалов, чтобы после усадки данное требование выполнялось;
  • если верхний слой грунта рыхлый, допустимо обустраивать покрытие так, чтобы оно было ниже поверхности земли на 2-4 см.

В обоих случаях важно учитывать усадку применяемых сыпучих материалов и почвы. Когда обустраиваются садовые дорожки, тротуары, в большинстве случаев толщина слоя грунта, который снимают, составляет 20 см.

Чтобы сделать более прочным покрытие площадки, отведенной под парковку, дополнительно удаляют еще 8-10 см. В результате глубина небольшого котлована достигает 30 см. Расход материалов увеличится, т. к. в данном случае необходимо создать надежное основание, которое сможет выдержать легковые и грузовые автомобили.

На этапе снятия слоя почвы удаляют сор, камни, сорную траву. Если поверхностный слой почвы плодородный, не рекомендуется разбрасывать его вдоль площадки, где ведутся строительные работы. Здесь будут прорастать сорняки. Такую почву лучше использовать для обустройства грядок и клумб.

После удаления сора и камней формируется уклон в направлении от строений (не более 3%). Дно траншеи утрамбовывается. Это позволит сделать будущее покрытие более прочным, т. к. снижается риск усадки грунта под весом используемых материалов. Устанавливается бордюрный камень.

Устройство основания, начиная после стадии подготовки углубления, зависит от выбранного материала.

На песок

В «ложе» засыпается песчаная масса, разравнивается и утрамбовывается. Для лучшего качества уплотнения стройматериал смачивается из шланга. Выравнивание можно выполнять с помощью граблей или установленных по краям труб, углубленных в материал, по которым проводится правило.

При необходимости, доставка песка может осуществляться прямо на дом!

Песчано-щебеночная основа

Процесс выполнения работы следующий:

  • Засыпается щебень, выравнивается и утрамбовывается;
  • Создается песчаный слой и с ним проделываются аналогичные операции;
  • Выполняется монтаж декоративных элементов.

На отсев

Процесс сооружения ничем не отличается от предыдущего. Чтобы более детально понять все детали, можно почитать, как укладывать тротуарную плитку на песок.

Песчано-цементная смесь

Такая подушка под тротуарную плитку сооружается по следующему алгоритму:

  • Создается песочный слой (используется максимально прочная структура – речная);
  • После его уплотнения на поверхность укладывается армирующая сетка (можно с ячейками 50х50);
  • Засыпается смесь песка с цементов в соотношении 4 к 1 (некоторые мастера советуют 3 к 1 – выбирает каждый сам);
  • Укладываются плиточные модули;
  • Затираются швы;
  • Готовое покрытие поливается из шланга.

Важно первые недели не ходить по такому покрытию – ему нужно время, чтобы набрать прочности.

На бетон

  • В углубление засыпается слой щебня;
  • Сверху заливается цементный раствор;
  • Поверхность выравнивается и ей дается время высохнуть.

Кроме плиточных модулей, бетонные крышки на забор также позволяют выполнить качественно благоустройство.

Теперь вы знаете, как подготовить основание под тротуарную плитку своими руками и каким оно может быть.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ УКЛАДКА ПЛИТКИ

Понадобится аккуратно вынимать трубы. В ниши, которые от них остались, насыпается смесь. В итоге получится ровная площадка, которая будет готова к укладке тротуарной плитки.

Далее раскладывается плитка с помощью простукивания каждой по мере необходимости. После того, как будет завершен небольшой участок, следует проверить, правильно ли рабочая сила уложила плитку. Для этого нужно замерить размеры от крайних плиток от оси. В случае, если полотно будет уходить, нужно попытаться привести размеры в соответствие с помощью ударов по торцам крайних плиток.

Далее с помощью использования мастерка понадобится выравнять швы, после чего берется обыкновенный сухой песок и рассыпается тонким слоем по всей площадке. В конце по швам песок нужно замести метелкой.

Как делается

Рассмотрим, как сделать подушку под тротуарную плитку максимально качественным образом. Берётся песок, обязательно чистый, просеянный, без примесей. Поверхность разравнивается, его ровность проверяется при помощи уровня. Ровным слоем насыпается песок. Натягивается уровень из бечёвки, по которому покрытие выравнивается.

Можно выравнивать при помощи обычных граблей.

Чем ровнее выравнивается, тем лучше. Затем первый слой увлажняется шлангом или лейкой. Не стоит прилагать слишком большое усилие или давать излишне большой напор, иначе всё может размыть.

Когда материал уложен, выкладывается щебень, укладываемый почти по такому же принципу. Он также разравнивается максимально равномерно, выкладка осуществляется ровная. Его нужно немного утрамбовывать, иначе нужной горизонтальности не достичь. Когда щебень доведён до нужной ровности, немного ждут, пока поверхность подсохнет. Далее выкладывают брусчатку. Её укладка осуществляется обычным образом, так же как она укладывалась бы и без защитного промежутка.

Рекомендации при использовании бетона

При выборе бетона в качестве фундаментальной основы следует принять во внимание некоторые пояснения рекомендательного характера.

Когда зацементированные бордюрные плиты затвердеют, на следующий день приступают к заполнению бетонной смесью. Если площадка создается для перемещения по ней крупногабаритной техники, то бетонную основу дополняют арматурой с величиной ячеек порядка 20 см. При создании тротуаров для пешеходов такая мера не предусматривается.

Для обеспечения доступа к грунту влаге проделывают дренажные отверстия. Для чего пользуются отрезками трубы (по 20 см — длина каждого), при этом их длина должна быть сопоставима с высотой бетонной толщи.

Такие куски устанавливают с распределением по всей площади (один отрезок трубы на метр квадратный). После чего замешивают типовой бетонный раствор из цемента М 150–200. В толщину бетон заливают слоем в 15 см. С армированием слой бетона должен составить не менее 20 см. Когда бетон схватится, отверстия дренажа засыпают щебнем.

Читайте также  Планировка двухкомнатной квартиры

Зная основные моменты того, как приготовить основание для тротуарного плиточного покрытия, свой выбор нужно делать обоснованно и в отношении приобретаемых материалов и в отношении планируемой технологии работ.

От типа грунта на участке зависит то, какой вид основания выбрать для укладки тротуарной плитки. Как Вы понимаете, если почва мягкая, к жесткости и прочности основания предъявляются особые требования. Если укладка будет выполнена на песок, то в результате нагрузки просядут и тротуарная плитка, и все слои основания. Давайте узнаем, как определить, что грунт мягкий, и как произвести на нем укладку тротуарной плитки.

1. Как определить, что грунт мягкий.

2. Как укрепить основание на мягком грунте.

Как определить, что грунт мягкий

Мягкие грунты подразделяются на сыпучие (гравийные, песчаные) и связные (глинистые, суглинистые, торфяные). Они чаще остальных встречаются в природе. Состоят они из трех основных частей: минеральных частиц, жидкости и газов. Мягкий тип грунта характеризуется пониженной несущей способностью. Он продавится под колесами автомобиля, в результате чего появится колея. Опорная проходимость – одна из особенностей, которая помогает определить тип грунта. Поэтому достаточно оглядеться вокруг, осмотреть тропинки, где будет производиться укладка. Если дорожка ниже уровня прилегающей территории хотя бы на 1 см, то нужно будет укреплять основание, чтобы по мощеной поверхности смогли ездить легковые и грузовые автомобили. Если же уровень поверхности тропинки ниже на 2-3 см, то укрепленное основание позволит передвигаться только пешком и на легковом автомобиле. Для движения грузовиков необходимо будет производить укладку на бетонное основание с арматурной сеткой. Соответственно, если тропинка проседает на 3 см и больше, для движения легкового автомобиля по мощеной поверхности нужна будет бетонная подушка.

Как укрепить основание на мягком грунте.

Итак, если Вы определили, что грунт на участке мягкий, необходимо укрепить основание. Для этого осуществляют следующие действия:

  • Между грунтом и первым слоем выстилают геотекстиль
  • Для укрепления слоя из щебня насыпают и трамбуют слой песка
  • Толщину слоя из щебня увеличивают
  • Заливают бетонную подушку с арматурной сеткой

Геотекстиль

Он дает возможность лучше и равномернее распределить давление на поверхность, снизить нагрузку на отдельные участки площадки. Перед его укладкой ведут подготовительные работы: делают выемку грунта и хорошенько уплотняют получившуюся траншею. Выемку делают с расчетом, что грунт мягкий, и утрамбуется на большую глубину. По сравнению с твердыми грунтами, нужно будет увеличить число подходов к уплотнению в два раза. После этого укладывают геотекстиль вдоль траншеи. Затем насыпается первый слой щебня, и далее создание основания производится обычным способом.

Песок.

Укрепление основания песком – менее эффективный способ, чем геотекстилем. Однако, за неимением последнего, можно прибегнуть и к этому способу.

Сначала необходимо произвести выемку грунта, тщательно утрамбовать, а затем засыпать его песком. Этот слой должен быть 10 см толщиной.

Щебень.

Способ укрепления основания щебнем так же эффективен, как геотекстилем. Однако на такую работу потребуется затратить больше усилий. Для использования этого способа выемку грунта осуществляют на большую глубину, разница составляет 15-20 см. Дно так же тщательно уплотняется. Сначала засыпают слой щебня крупной фракции толщиной 15-20 см. Его уплотняют и на следующий день поливают водой из расчета 2 литра на метр квадратный. На следующий день этот процесс повторяют. По окончании работ по уплотнению производят строительство основания как на твердом грунте.

Бетонная подушка с арматурной сеткой.

Выемку грунта нужно произвести на глубину 35-40 см, утрамбовать дно. Далее засыпают песчаный слой толщиной примерно 5 см. Сверху насыпают слой щебня средней фракции толщиной 10 см. За ним следует щебень средней фракции, слой должен составлять 10 см. Третий слой щебня создают толщиной 5-7 см из материала мелкой фракции. Очень важно хорошо уплотнять каждый слой. На него укладывают арматуру (стальную или стекловолоконную). Он должна быть поднята над поверхностью на 5 сантиметров. Следующий слой арматуры приподнимают над предыдущим так же на 5 сантиметров. Толщина этого слоя зависит от назначения данной поверхности. Если по площадке не предполагается движение грузовых автомобилей, достаточно сделать слой толщиной 15 см.

Далее на нижней сетке выставляют доски — направляющие для определения горизонтальности основания. Ширина направляющих зависит от толщины слоя. Далее устанавливают бордюры. Упирают их на нижний слой арматуры. Высота бордюров определяется по желанию: чтобы бордюры были вровень с тротуарной плиткой, складывают толщину всех слоев основания.

Перед тем, как приступить к этапу заливки бетона, необходимо проверить строительным уровнем горизонтальность направляющих и скорректировать ее, если необходимо. Далее заливают бетон, который уплотняют с помощью строительного вибратора. Бетон выравнивают по направляющим с помощью доски шириной 10 см и 3 см в толщину. Независимо от того, какого размера бетонная подушка на Вашем участке, ее обязательно необходимо создать за один рабочий день. Иначе прочность основания в месте стыка очень сильно пострадает и упадет в десятки раз. Спустя 28 дней на бетон насыпают слой песка толщиной 10 см, как следует уплотняют, разравнивают. Сверху осуществляют укладку элементов тротуарной плитки. Каждую из них простукивают резиновым молотком, а швы засыпают цементно-песчаной смесью.

Итак, все эти действия совершают для того, чтобы тщательно укрепить основание и равномерно распределить давление на поверхность. Последний способ укрепления – на бетонную подушку с использованием арматурной сетки – самый обременительный, но зато самый надежный способ упрочнить основание. Такая поверхность гарантированно не потребует ремонта в последующие 10 лет.

Готовим основу под брусчатку

Плитку нельзя укладывать на минимальный слой подсыпки. Грунт под воздействием различных факторов склонен проседать и вспучиваться, а вместе с динамичной основой будет деформироваться и брусчатка. Чтобы покрытие оставалось стабильным, необходимо устройство подушки.

Характер подложки зависит от особенностей грунта и назначения тротуарного полотна. Мощная основа под пешеходную зону требует одного подхода, а зыбкая почва под проезжую часть – совсем другого.

Подготовка состоит из трех главных этапов:

  • планирования участка;
  • разметки полотна;
  • устройства и засыпки земляного корыта.

Планирование участка

В большинстве случаев тротуарное покрытие располагают приблизительно на одном уровне с окружающей территорией. В этом случае делают земляное корыто – котлован определенной глубины, в котором потом формируют пирог из строительных материалов.

Иногда полотно поднимают над уровнем проезжей части. Такая ситуация не требует земляных работ, но устройство подушки обязательно и при таких условиях.

На этой стадии определяются с размерами участка и глубиной корыта.

Разметка зоны под тротуарное покрытие

Рассчитывая глубину котлована, отталкиваются от назначения и будущего уровня дорожки. От «нуля» вычитают толщину плитки и одного или нескольких слоев подушки. Для разметки используют лазерный нивелир, маячные колышки и нитку.

В пешеходных зонах допускается укладка брусчатки толщиной от 30 мм. На проезжей части и в парковочных местах минимальный параметр – 60 мм. Если участок рассчитан на движение или стоянку грузовых автомобилей, необходимо выбирать еще более толстую плитку.

  • в пешеходных зонах – 150-200 мм;
  • на парковках и проезжей части – от 300-400 мм.
Читайте также  Как паять серебро в домашних условиях

Иногда имеет смысл увеличить глубину подушки. Например, если по тротуарной плитке будут ездить груженые авто. Рациональнее перестраховаться и не экономить на подготовке – экономия выйдет небольшой, поэтому запас прочности оправдан.

Устройство и засыпка котлована

Неглубокое корыто можно выкопать и лопатами, но если основание солидное, используют специализированную технику. В процессе в любом случае без профильного оборудования не обойтись – для уплотнения слоев прибегают к помощи виброплиты или (если участок объемный) катка.

Есть несколько рецептов пирога. К характеристикам компонентов подходят индивидуально, но в общем случае подушка состоит из:

  • щебня;
  • гравия;
  • песка и/или ЦПС (цементно-песчаной смеси).

Слой щебня необязателен – он необходим в зонах с подвижным грунтом и под тяжелые автомобили. Чаще всего нижний слой формируют из гравия – его толщина 100-200 мм. Как вариант, гравийный или щебневый слой делят на два-три – каждый верхний отличается меньшей фракцией.

Поверх насыпают песчаный слой толщиной 100-150 мм. И каменную крошку, и песок трамбуют виброплитой или ручной трамбовкой, поливая материал водой. Специализированное оборудование подбирают, исходя из глубины основания:

  • при максимальной толщине засыпки 250 мм используют стандартную виброплиту весом 75-90 кг;
  • при глубине корыта до 150 мм слои допускается уплотнять агрегатом весом до 75 кг.

Трамбовка обязательна, иначе основание просядет.

Между гравием и песком рекомендуется укладывать геотекстиль. Еще лучше, если этот материал использовать также и между грунтом и гравийным слоем. Основная функция прослойки – не допускать смешения разнородных элементов и провалов полотна из-за атмосферных осадков и грунтовых вод.

Обычно гравия и песка достаточно для того, чтобы сделать прочную основу. Но часто верхним слоем служит ЦПС, которая повышает характеристики пирога. Соотношение цемента и песка – 1:6-1:4. Толщина этого слоя – 30-50 мм. Обратите внимание, что в этом случае укладку брусчатки нужно выполнять в течение нескольких часов после подготовки основания – смесь быстро теряет свойства.

Бетонирование основы

Заливка верхнего слоя бетоном – решение для участков, на которые будет ложиться большая нагрузка. Прочная основа гарантирует, что брусчатка не просядет – и через многие годы не придется беспокоиться о проблемах с покрытием.

Цена укладки тротуарной плитки в этом случае дороже плюс требуется более тщательный подход к водоотведению. Если песчано-гравийная подушка уже сама по себе дренирует влагу, то монолитный бетонный слой воду не пропускает. Кроме использования прочих водоотводящих способов (о них ниже), в бетоне делают отверстия, в которые вертикально вставляют трубки – из расчета 1 шт./кв. метр. Нижние концы трубок уходят в песок или гравий.

Для заливки используют смесь марки 150 или 200. Для улучшения характеристик основы бетон рекомендуется армировать прутом толщиной 8-10 мм. Если раствор не армируется, толщина слоя – 150 мм. В противном случае – 200 мм.

Формирование финишного слоя

Чтобы укладка плитки не вызывала проблем, верхний песчаный слой трамбуют и выравнивают по направляющим. В качестве маяков используют, например, трубы. Расстояние между маяками должно быть на 150-200 мм меньше длины рейки, с помощью которой формируют плоскость.

Системы водоотведения

Подушку делают с уклоном около 5 мм на метр. Небольшой уход от горизонтали необходим для того, чтобы на тротуарном полотне не скапливалась влага. Дополнительно используют различные элементы: лотки, желоба, дождеприемники.

Качественно подготовить основание непросто – ошибки на любом этапе могут привести к необходимости переделывать или мириться с возникшими дефектами покрытия. Чтобы деньги, потраченные на обустройство участка, не оказались выброшенными, лучше доверить и подготовку, и оформление брусчаткой специалистам, которые давно и профессионально занимаются укладкой тротуарной плитки в Краснодаре.

Все представленные фото и видео выполнены нами.
При желании все можно увидеть на объекте.
C уважением Максим Бондарчук.

Copyright © 2002 — 2020 | ИП Бондарчук Максим Николаевич

Особенности заливки жидкого раствора

Если вы хотите подготовить надежное парковочное место и в качестве основы выбрали бетонный монолит, то необходимо учесть несколько нюансов:

  1. Высота бетонного основания должна быть на 5-10 см выше, чем цементно-песчаная смесь.
  2. Для монолита также потребуется «подушка», но в этом случае вам понадобится меньше песка (высота слоя порядка 2-3 см).
  3. Так как бетонный монолит не будет пропускать влагу, придется обеспечить дренажную систему. Для отверстий, отводящих воду, подойдут трубы длиной порядка 20 см (длина зависит от высоты основания). На каждый м 2 потребуется по одному куску трубы.
  4. Жидкий раствор состоит из песка, цемента (М 150-200), пластификаторов или гашенной извести и воды. Готовый раствор должен быть достаточно жидким, чтобы его можно было выровнять правилом.
  5. Если по тротуарной плитке будут ездить большегрузные машины, то основание необходимо армировать. В этом случае высота монолита увеличится на 3-5 см.