История развития и виды техник гравировки на металле

История развития и виды техник гравировки на металле

Гравюра на металле как вид искусства возникла в эпоху Возрождения. Множество знаменитых художников работало в технике гравюры. Известны работы не только на пластинах, но и на кинжалах, мечах, браслетах. Существует множество техник, каждая из них имеет свою эстетику и язык.

Сегодня гравюра на металле переживает второе рождение. Благодаря использованию новых технологий можно по заказу сделать ни на что похожий шедевр.

Гравюра на металле

Основные виды гравировки на металле

Гравировка металла, как отдельное направление в металлообработке, появилось несколько сотен лет назад. Металлические изделия украшали красивой резьбой и выемками. Их цена увеличивалась в зависимости от используемого металла и сложности проведения декоративной обработки.

Изначально рисунки на металле делались вручную. Ручной способ обработки известен до сих пор. Однако с развитием технологий и оборудования появились новые способы нанесения узоров на металлические детали и заготовки.

Цветная гравировка

Гравюра по металлу может быть сделана с использованием разных цветов. Для этого применяется специальный стеклограф. Когда рисунок закончен, мастер наносит на обработанную поверхность слой бесцветного лака. Он увеличивает долговечность рисунка.

Нанесение цветной гравировки на металл лучше всего выполнять маслянистыми красками. Перед их нанесением требуется зачистить поверхность наждачной бумагой. Чтобы добиться эффекта чернения, не обязательно применять промышленное оборудование. Для этого можно приготовить красящий состав:

  1. В металлической ёмкости смешать одну часть карбоната калия и две части серы.
  2. Смесь поставить на медленный огонь и постоянно помешивать.
  3. Когда смесь почернеет, огонь нужно выключить. Остывшую массу пересыпать в ступку и измельчить пестиком.

Чтобы выполнить процедуру чернения, нужно смешать получившийся состав с водой. Пропорции рассчитываются исходя из 9 частей воды на 1 часть вещества. Перелить получившийся раствор в глубокую ёмкость. Погрузить в неё изделие для чернения. Разогревать ёмкость на медленном огне до тех пор, пока изделие не приобретёт необходимый оттенок.

Лазерная гравировка

Лазерная гравировка металла — популярный способ нанесения рисунка. Применяемое оборудование состоит из рабочей части, которая закрепляется на направляющих осях. Её конструкция представляет собой набор фокусирующих линз, через которые проходит лазерный луч. При правильной фокусировке луч получается настолько мощный, что может не только снимать часть материала, но и разрезать металлические листы.

Для работы с металлом используют волоконные лазерные установки. Чтобы нанести рисунок на неметаллические поверхности, используется лазерное оборудование работающее на основе CO2.

  1. Работа лазером проводится с высокой точностью.
  2. Готовые рисунки смотрятся аккуратно.
  3. Высокая скорость выполнения работы. Увеличивается производительность.
  4. Рисунки, изготовленные с помощью лазера, сохраняются на многие десятилетия и со временем не истираются.
  5. Новейшее лазерное оборудование оборудуется системами ЧПУ, что упрощает работу с ними.

Такие станки используются для декоративной обработки изделий из различных материалов.

Лазерная гравировка

Механическая гравировка

Механическое гравирование по металлу подразумевает собой применение промышленного оборудования. На рабочей части закрепляется острая фреза. В продаже можно встретить два вида механического оборудования:

  1. Ручные станки (пантографы).
  2. Компьютеризированные станки.

Ручное оборудование используется для оформления ювелирных украшений и фамильных ценностей. Однако компьютеризированные станки начинают вытеснять ручные машины.

Пескоструйная обработка

Часто это способ используется при гравировке на металле в домашних условиях. Детали обрабатываются с помощью абразивного материала. Принцип пескоструйной обработки заключается в том, что абразивные частицы с большой скоростью вылетают из подающего сопла и ударяются о металлическую поверхность. При этом происходит её матирование.

С помощью пескоструйных аппаратов проводится декоративная обработка стекла или натурального камня. Одновременно с этим оборудование используется при работе с металлическими поверхностями, кирпичом, гранитом, пластиком, керамикой.

Метод лазерной сублимации

Технология подразумевает изготовление гравюры по металлу с помощью цветного принтера. Процесс нанесения рисунка:

  1. Выберите изображение и распечатайте его с помощью цветного принтера.
  2. Расположите изображение на обрабатываемом предмете. Под воздействием высокой температуры краска переносится на обрабатываемую поверхность.

Чтобы работать с различными материалами, применяется лазерная сублимация. Чаще всего, примеры этой технологии можно увидеть на кружках, тарелках, футболках и других вещах.

Технология гравировки на стали

Выполнения гравировки подразумевает под собой различные процессы, оборудование и инструменты. Их можно разделить на две разновидности — механическая (станки) и ручная (ручные и электроинструменты) гравировка. Механическая разделяется ещё на две подгруппы:

  1. Оборонная — этот метод используется для создания больших рисунков.
  2. Штриховка — метод обработки поверхности изделия. Изначально наносится контур, а затем снимается металлический слой.

В настоящее время существует большое количество различных станков и оборудования, позволяющих выполнять гравировку. Для нанесения гравировки используются различные технологические решения и методы. Для того чтобы Вы могли представить разновидности гравировки мы подготовили этот материал.

Поскольку в литературе не обнаружено классификации видов гравировки, в этом материале мы провели ее.

Все замечания принимаются. Комментарии можно оставить внизу страницы.

Что такое гравировка?

Гравировка гравировки, мн. нет, ж. (спец.). Действие по глаг. гравировать.( Толковый словарь Ушакова)

Гравировка (от фр. graver — вырезывать).

1) Занятие гравера.
2) штрихи на гравюре. (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910) от франц. graver, вырезывать.
а) Занятие гравера.
b) Штрихи на гравюре. (Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

Гравировка ж. 1) а) Техника нанесения изображения, орнамента, надписи и т.п. на поверхность твердых материалов. б) Изображение, орнамент, надпись и т.п., выполненные таким способом. 2) разг. То же, что: гравирование. (Толковый словарь Ефремовой)

Гравировка Создание или корректирование изображения на формном материале ручным или механическим путем при помощи резца, штихеля и пр. Используется при изготовлении печатных форм для способа металлографии.(Полиграфический словарь)

Гравировка (от фр. graver — вырезывать). 1) Занятие гравера. 2) штрихи на гравюре. (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

Гравировка от франц. graver, вырезывать. а) Занятие гравера. b) Штрихи на гравюре. (Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

Методы гравировки

1. Ручная гравировка — штихелем

2. Механизированная гравировка без удаления металла. Гравировка с применением гравировального оборудования, станков

2.2. Алмазная гравировка (гравировка стальным гравером) на станках с числовым программным управлением. Глубина гравировки от 10 мкм до 100мкм. Глубина гравировки определяется силой давления гравера на материал, углом заточки гравера, твердостью материала, количеством проходов гравера.

При алмазной гравировке образуется углубление в металле, которое соответствует углу заточки инструмента. Алмазный или стальной гравер с равной скоростью и равным нажимом перемещается по поверхности материала, оставляя за собой канавку. При этом виде гравировки металл не удаляется. При достаточной жесткости станка образуется ровное гладкое углубление в металле — так называемая «алмазная грань».

Алмазная гравировка на стали с эффектом гильоширования

Читайте также  Чем заклеить радиатор

Пример ювелирного изделия с алмазной гравировкой

2.3 Растровая гравировка (фотогравировка) — разновидность гравировки при котором изображение гравируется точками — растром. Для нанесения растровой гравировки (фотогравировки) могут использоваться гравировальные станки:

Ювелирные гравировальные станки Magic 5/50, Magic 20, Magic 7/70. Гравировка растровых изображений производится алмазным гравером. Глубина гравировки от 10мкм до 120мкм. Глубина гравировки зависит от твердости/мягкости металла, угла заточки гравера, давления гравера на металл

Пример растровой гравировки сделанной на станке Magic

Ударные фотопринтеры по металлу Roland MPX 70 Roland MPX 90 — В этих принтерах электромагнитная головка с закрепленной алмазной иглой перемещается с помощью ЧПУ и шаговых двигателей. Каждое наносимое алмазом углубление в металле соответствует по глубине градиенту цвета точки растрового изображения. Черный цвет — нет точки. Белый цвет — самая глубокая точка. За счет малого размера алмазного гравера, точки в металле получаются настолько малого диаметра, что их возможно нанести с разрешение до 525 dpi. При фотогравировке ударным способом получаются реалистичные фотографии на металле. Глубина гравировки при этом способе от 10мкм до 70 мкм — ограничивается слабой силой удара гравера по металлу.

Пример фотогравировки на станке Roland MPX 70

3. Механизированная гравировка с удалением металла

3.1. Ручная гравировка бормашиной. Металл удаляется бормашиной в которой закреплен инструмент — фреза, гравер и т.п.

3.2 Гравировка на станка с ЧПУ с помощью резца — Гильош. При таком виде гравировки металл удаляется заточенным резцом. Глубина от 10мкм до 1-1,5мм. Для гравировки резцом требуются жесткая станина станка, чтобы избежать биения резца

4. Фрезерование

4.1. Фрезерование на фрезерно-гравировальных станках с ЧПУ. При фрезеровании используются фрезы или конические граверы, которые вращаются с частотой 5000-30000 об/мин и удаляют металл. Глубина гравировки фрезерованием может быть любая — ограничивается длиной режущей части гравера или фрезы.

Пример гравировки выполненной фрезерованием на станке Magic.

Комбинирование фрезерования и алмазной гравировки позволяет изготавливать ювелирные изделия различной сложности и изысканного дизайна

5. Лазерная гравировка Выжигание

Для лазерной гравировки используются лазерные граверы или лазерные маркеры. Для лазерной гравировки по НЕметаллическим изделиям используются газовые CO2 лазеры.

Для гравировки по металлическим и неметаллическим изделиям используют волоконные лазеры. При лазерной гравировке на металле остается

Лазерный луч при воздействии на материал в точке фокусировки разогревает материал до температуры горения или испарения. Лазерный луч генерируется с определенной частотой, поэтому лазеры делают растровую гравировку. Чем чаще располагаются точки от воздействия лазера, тем выше разрешение гравировки. Также разрешение лазерной гравировки зависит от диаметра пятна контакта лазера с материалом (диаметром луча лазера)

Макро-фотосъемка лазерной гравировки

Лазерные граверы делают гравировку в основном на плоских изделиях или при наличии ротационной оси, то на цилиндрических изделиях.

Подготовка рисунка (надписи)

Все, что требуется, несложно найти в интернете и скопировать. Для тех, кто владеет компьютерной графикой – вообще не проблема. Главное, чтобы под рукой был принтер для распечатки.

    Придется делать зеркальное преобразование изображения. Для такой технологии принтер можно использовать только лазерный. Другой тип устройства не подходит. Бумага понадобится не обычная, а тонкая глянцевая. Как вариант – пленка самоклеющаяся. В этом случае заправлять нужно так, чтобы оттиск пришелся на подложку. Можно ее закрепить и на стандартной (офисной) бумаге кусочками этой пленки. Режим «яркость» принтера – на максимум.

После распечатки изображение аккуратно вырезается.

Внимание! Работу следует проводить в перчатках, чтобы исключить контакт пальцев с рисунком.

Подготовка металла

Он очищается от инородных фракций и обезжиривается.

Фиксация трафарета на металле

Чтобы в дальнейшем он не сползал, его желательно закрепить (по краям) липкой лентой.

Термообработка

Заключается в проглаживании трафарета утюгом. Сложность в том, что и время, и температуру нагрева придется подбирать экспериментально. Общая рекомендация – не более 2-х минут при максимальном разогреве утюга.

Охлаждение

После того, как температура металла опустится до комнатной, трафарет снимается.

Далее – травление металла. Один из вариантов этой технологии описан выше.

Остается лишь добавить, что методик гравировки своими руками достаточно много – и с помощью растворов, и без них. Ведь разговор шел о металлах, без указания, каких конкретно – сталь это, латунь или иное. Приведенные выше способы – одни из наиболее распространенных и доступных для реализации своими руками. Как правило, они используются для нанесения гравировки на стальные изделия. Кто захочет освоить буквально все практикующиеся в домашних условиях технологии, без труда найдет соответствующую информацию.

Успехов в самостоятельном гравировании!

Читают сейчас:

Процесс создания златоустовской гравюры на металле

До сих пор на златоустовских предприятиях при изготовлении эксклюзивных изделий гравировку делают вручную. Так как же художники добиваются такой красоты и изящества при украшении изделий из металла?

Гравюра на стали – это особая гордость Златоуста. Начиная с 1829 года, изделия здешних мастеров, украшенные искусной гравировкой, неоднократно получали похвалы и высокие награды на международных выставках в Лондоне, Париже, Вене, Филадельфии, Чикаго и Стокгольме. До сих пор на златоустовских предприятиях при изготовлении эксклюзивных изделий гравировку делают вручную. Так как же художники добиваются такой красоты и изящества при украшении изделий из металла?

Получение златоустовской гравюры – это многоэтапный технологический процесс. Над одним изделием работают сразу несколько специалистов, выполняя трудоемкие операции. Причем каждый на своем участке должен досконально разбираться в своем деле и быть предельно внимательным.

Прежде чем стать украшением изделия, любая деталь, будь то обоймица ножен сабли или навершие кинжала, проходит через различные операции обработки и декорирования металла.

1. Рисование лаком с помощью кисти

2. Гравирование рисунка иглой

3. Гальваническое травление пластины

4. Гравирование рисунка штихелем. Шабрение. Полировка

6. Глянцевание пластины

7. Разделка под золото

8. Покрытие золотом

Рисование лаком с помощью кисти

Каждое изделие начинается с эскиза на бумаге. Он рисуется карандашом или в компьютерной программе. Традиционные для Златоуста изображения – ландшафты и виды природы, геометрические и растительные орнаменты, звери и птицы, сцены охоты и т.д. Перед рисовкой крупных изделий мастер-оружейник полирует поверхность грубыми абразивными кругами с применением пасты ГОИ. Художник наносит битумным лаком с помощью кисти изображение на глянцованную обезжиренную пластину или деталь изделия. Затем деталь сушится при 140° градусах в муфельной печи, где происходит термическая обработка. Битумный лак – это специально сваренное вещество со сложным составом, включающим закрепитель. Жидкий по своей структуре, лак при нагревании становится еще более жидким. После вынимания из печи и постепенного остужения он застывает на пластине, становясь плотным, твердым.

Гравирование рисунка иглой

После сушки в печке художник гравирует тонкой металлической иглой изображение, покрытое лаком. Как видно на примере пластины на фотографии – иглой мастер отделяет виноградины от листьев. По сути, иголка процарапывает лак, придавая рисунку нужную детализацию. В ходе гравировки художник сверяет работу с эскизом. У каждого художника-гравера есть свои маленькие секреты и приемы при гравировке.

Читайте также  Класс электроинструмента

Гальваническое травление пластины

После гравирования пластина или деталь передается на участок гальванического травления. Не защищенная лаком поверхность стравливается, т.е. с пластины сходит верхний слой. После травления глянцевая поверхность превращается в матовую. Разница между глянцевой и матовой поверхностью чувствуется наощупь. Теперь на пластине проявляется все, что было разгравировано.

Гравирование рисунка штихелем

После травления пластина передается в подрезку. Гравёр, или резчик по металлу специальным инструментом – резцом – прорабатывает детали рисунка: все листочки, прожилки, ягодки на кисти винограда. Придает им блеск, законченность и объем. У гравера-профессионала существует масса премудростей и инструментов, чтобы сделать из плоского изображения объемное. Гравёр штихелем (резцом) вырезает все изображение по контуру. Специальным образом он обрезает края и за счет этого как бы приподнимает рисунок над плоскостью. Используя разные приемы и резцы, гравёр умело работает как с крупным рисунком, так и с очень тонким, ювелирным.

Шабрение

Фирменная черта изделий «АиР» – проработанный методом шабрения фон. Художник бурит фон – то есть обрабатывает поверхность бормашиной с различными бурами (широкими, узкими и др.). Художник придает ровной поверхности бархатистость, глянцевость, фактурность. На свой вкус, мастер может сделать более глянцевую поверхность детали, либо более шершавую и бугристую, либо более нежную и тонкую. Это зависит от размера изделия и задумки автора. Для большой площади украшаемой поверхности изделия используются буры покрупнее, для миниатюрных изделий – более деликатными бурами покрывают поверхность тоненькими штришками.

Полировка

После шабрения слесарь-сборщик полирует пластину на станках с полировальными кругами, за счет этого детали придается чистый блеск. Затем деталь обезжиривают и передают в никелирование.

Никелирование

Никель – это металл белого цвета. Покрытие никелем производится на глубину 5 микрон. Таким образом, вся пластина или деталь покрывается сверху слоем никеля и становится матовой, как будто припорошенной снегом.

Глянцевание пластины

После никелирования пластина или деталь передается мастеру-оружейнику, ответственному за сборку изделия. Он глянцует деталь на станках с более мягкими полировальными кругами, используя мелкодисперсную пасту. Мастер глянцует нематовую поверхность, снимая самый верхний слой – и рисунок становится блестящим, как зеркало. Глянцевание и полировка – по сути, это одна и та же операция, но выполняемая в разное время изготовления изделия. Полировка – более грубая обработка поверхности, глянцевание – придание глянца изделию.

Разделка под золото

Пройдя этап глянцевания и обезжиривания, деталь снова попадает в руки художника. На этом этапе начинается самое интересное – «разделка в золото». Все части рисунка, которые не должны быть покрыты золотом, художник закрашивает битумным лаком. На примере пластины это делается так: сначала вся поверхность рисунка закрашивается лаком, потом лишний лак снимается раствором. При этом во всех програвированных линиях, трещинках лак остается. После высыхания лака на воздухе, художник с помощью ваты и советского зубного порошка трет по изображению, чтобы очистить от остатков лака. Затем лаком аккуратно закрашивается оставшаяся площадь вокруг изображения. И пластина отправляется в муфельную печь.

Покрытие золотом (золочение)

Только после того, как художник на пластине все закрасил, посушил в печи, проверил после термической обработки на отсутствие брака, деталь изделия передается на участок гальваники, где ее покрывают золотом высшей пробы (999,9°) на глубину 1 мкм. Именно гальванический способ покрытия золотом (не путать с напылением!) гарантирует долгосрочные эксплуатационные свойства изделиям.

На предприятии «АиР» все этапы процесса создания златоустовской гравюры настолько хорошо отлажены, что все работает как часы. На каждое изделие выделяется художник, который ведет его от начала до конца, взаимодействуя с мастером-оружейником, гравёром, токарем, кузнецом, группой гальваников. Каждый специалист выполняет необходимую операцию на своем этапе и передает на следующий этап.

В этом деле важна предельная внимательность, аккуратность и терпение, без этих качеств столь кропотливую работу не выполнить. Мастера творческого коллектива «АиР» выбрали свою профессию по призванию, имеют соответствующее образование и навыки. А главное – уважают и любят это дело! Ведь любовь к искусству и желание творить движет авторами, создающими такие красивые изделия из металла, будь то меч, кортик или набор посуды для шампанского.

Лазерная гравировка на металле в Москве

Одним из самых широко распространенных методов нанесения является лазерная гравировка металла. Используя данную технологию можно получить любое изображение, которое будет долговечным и стереть его практически невозможно. Металл, как известно, хорошо поддается обработке лазерным лучом, в результате данного воздействия получается очень качественное изображение, благодаря чему можно гравировать на ручках, медалях, флешках, бокалах, брелках и на другой рекламной, подарочной или корпоративной продукции. Образцы продукции представлены на сайте, либо можно подъехать к нам в граверную мастерскую и ознакомиться с ними на месте по адресу : Новая площадь д. 8 с. 1. Чтобы заказать лазерную гравировку на металле в Москве Вам нужно позвонить по телефону +7 (499) 899-55-08, или написать нам на E-mai : info@gravernayamasterskaya.ru.

Гравировка на стекле

Фото 4. Для домашний гравировки понадобится соль обычная, лак для ногтей, очиститель лака и стакан с водой.

Гравировка своими руками на поверхности стекла выполняется химическим и механическим способом. Механический способ предполагает использование насадки, которая приводится в движение электромотором. Порядок действий:

  1. Маркером темного цвета рисунок переводится на стекло.
  2. Влажную губку прикладывают к изображению на стекле. Делать это нужно осторожно, чтобы не смазать рисунок.
  3. При работе нужно использовать защитные очки.
  4. После выполнения рисунка его промывают и просматривают на предмет обнаружения пропусков. При необходимости пропущенные места обрабатываются еще раз.
  • творческие способности
  • художественной вкус
  • усидчивость
  • аккуратность
  • тщательность
  • выдержка
  • сосредоточенность
  • внимание к деталям
  • повышенная тактильная чувствительность
  • твёрдость кистей рук
  • хорошо развитая мелкая моторика рук
  • хороший глазомер
  • развитая зрительная память
  • умение создать образ по словесному описанию.

Профессию гравировщика можно получить в профессиональных училищах (специальность «Гравировщик») или в ВУЗах (специальности «Технология художественной обработки материалов», «Технология обработки драгоценных камней и металлов»):

Профучилища:

  • Профессиональное училище № 19;
  • Профессиональное училище № 130;
  • Художественный лицей № 303 г. Москвы.

ВУЗы:

  • Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства;
  • Московский государственный вечерний металлургический институт;
  • Московский государственный горный университет;
  • Московский государственный машиностроительный университет;
  • Московский государственный университет приборостроения и информатики;
  • Российский химико-технологический университет приборостроения и информатики.

Резцовая гравировка

Фото 5. Набор мастера комплект инструментов и материалов, который имеется всегда под рукой профессионального гравировщика.

Существует разновидность ручной гравировки, которую принято называть резцовой. Она выполняется с помощью специальных резцов — штихелей (фото № 5). Штихелей может быть различное количество. Одни позволяют делать тончайшие линии, другие — несколько параллельных нарезок одновременно. Работают этим инструментом опытные граверы. Штихели нужно уметь правильно затачивать и доводить до рабочего состояния. Начинающим граверам это может оказаться не по силам. Гравировка своими руками, особенно по металлу, является древним искусством. Холодное, а затем и огнестрельное оружие, украшенное таким образом, считается особо ценным и качественным. Попробовать выполнить гравировку на небольших предметах вроде столовых приборов и ножей может абсолютно каждый в домашних условиях.