Скорость ветра по шкале Бофорта

Скорость ветра по шкале Бофорта

Преобразует скорость ветра из стандартных единиц измерения в баллы по шкале Бофорта.

Шкала Бофорта была придумана в 1805 году английским адмиралом и гидрографом сэром Фрэнсисом Бофортом. Шкала описывает скорость ветра на основе наблюдаемых условий на море.

Скорость ветра по шкале Бофорта можно перевести в метры в секунду используя эмпирическую формулу:

где v — скорость ветра в м/с, а B — балл по шкале Бофорта.

Следующий онлайн калькулятор покажет балл по шкале Бофорта для указанной скорости ветра.

Скорость ветра

Балл по шкале Бофорта 0 — Штиль

Балл по шкале Бофорта 0 — Штиль

скорость ветра Балл по шкале Бофорта 1 — Тихий ветер

Балл по шкале Бофорта 1 — Тихий ветер

скорость ветра 1–2 узлов (0.3–1.5 м/с)
высота волны: 10 см
на море: Рябь без гребешков.
на суше: Направление ветра заметно только по отклонению дыма.

Балл по шкале Бофорта 2 — Легкий бриз

Балл по шкале Бофорта 2 — Легкий бриз

скорость ветра 3–6 узлов (1.5–3.3 м/с)
высота волны: 20 см
на море: Небольшая рябь с гребешками. Гладкие гребни не разбиваются.
на суше: Ветер чуствуется открытой кожей. Шелест листьев.

Балл по шкале Бофорта 3 — Слабый бриз

Балл по шкале Бофорта 3 — Слабый бриз

скорость ветра 7–10 узлов (3.3-5.5 м/с)
высота волны: 60 см
на море: Сильная рябь. Гребни начинают разбиваться. Кое-где появляются пенные гребешки.
на суше: Листья и маленькие ветви деревьев находятся в постоянном движении.

Балл по шкале Бофорта 4 — Умеренный бриз

Балл по шкале Бофорта 4 — Умеренный бриз

скорость ветра 11-15 узлов (5.5-8.0 м/с)
высота волны: 1 м
на море: Небольшие волны становятся длинее, образуются многочисленные пенные гребешки.
на суше: В воздух поднимается пыль и брошенная бумага. Ветви деревьев приходят в движение.

Балл по шкале Бофорта 5 — Свежий бриз

Балл по шкале Бофорта 5 — Свежий бриз

скорость ветра 16–20 узлов (8.0–10.8 м/с)
высота волны: 2 м
на море: Средней величины волны приобретают более ощутимую длинныую форму. Многочисленные пенные гребни, от которых время от времени летят брызги.
на суше: Ветви среднего размера приходят в движение. Небольшие деревья начинают качаться.

Балл по шкале Бофорта 6 — Сильный бриз

Балл по шкале Бофорта 6 — Сильный бриз

скорость ветра 21–26 узлов (10.8–13.9 м/с)
высота волны: 3 м
на море: Пенные гребни повсюду, начинают образовываться очень большие волны. Летят брызги.
на суше: Большие деревьев ветви двигаются. Слышен свист в проводах. Становится трудно пользоваться зонтиком.

Балл по шкале Бофорта 7 — Крепкий ветер

Балл по шкале Бофорта 7 — Крепкий ветер

скорость ветра 27-33 узлов (13.9–17.2 м/с)
высота волны: 4 м
на море: В воздух летят пенные брызги. Ветер образует из гребешков пены на поверхности воды длинные белые полосы.
на суше: Все деревья качаются. Сложно идти против ветра. Можно ощутить покачивание небоскребов, особенно на верхних этажах.

Балл по шкале Бофорта 8 — Очень крепкий ветер

Балл по шкале Бофорта 8 — Очень крепкий ветер

скорость ветра 34–40 узлов (17.2–20.7 м/с)
высота волны: 5.5 м
на море: Высокие волны возрастающей длины. Края гребней волн начинают разбиваться в водяную пыль. Пена выстраивается в четко обозначенные линии вдоль направления ветра.
на суше: Ветки обрывает с деревьев. Ветер отклоняет направление движения автомобилей на дороге.

Балл по шкале Бофорта 9 — Шторм

Балл по шкале Бофорта 9 — Шторм

скорость ветра 41–47 узлов (20.7–24.5 м/с)
высота волны: 7 м
на море: Высокие волны с плотной пеной. Гребни волн закручиваются. Из-за брызг может быть плохо видно.
на суше: Большие ветви срывает с деревьев, маленькие дервья могут быть вырваны с корнем. Повреждаются тенты, купола цирков.

Балл по шкале Бофорта 10 — Сильный шторм

Балл по шкале Бофорта 10 — Сильный шторм

скорость ветра 48–55 узлов (24.5–28.4 м/с)
высота волны: 9 м
на море: Очень высокие волны. Большие лоскуты пены с гребней волн раскрашивают море в белый цвет. Удары волн могут наносить серьезные повреждения. Большое количество водяных брызг заполняет воздух и затрудняет видимость.
на суше: Деревья повалены или вырваны с корнем. Плохо прикрепленную черепицу или черепицу в плохом состоянии срывает с крыш.

Балл по шкале Бофорта 11 — Жестокий шторм

Балл по шкале Бофорта 11 — Жестокий шторм

скорость ветра 56–63 узлов (28.4–32.6 м/с)
высота волны: 11.5 м
на море: Исключительно высокие волны. Очень большие лоскуты пены летят по ветру, покрывая большую часть поверхности моря. Огромное количество брызг существенно затрудняет видимость.
на суше: Повсеместное повреждение растительности. Большие повреждения почти всех крыш. Треснутые или погнутые из-за старения черепичные плитки полностью разрушаются.

Балл по шкале Бофорта 12 — Ураган

Балл по шкале Бофорта 12 — Ураган

скорость ветра ≥64 узлов (≥32.6 м/с)
высота волны: ≥46футов (≥14 m)
на море: Громадные волны. Море полностью белое от волн и брызг. Воздух наполнен летящими брызгами, почти полностью затрудняющими видимость.
на суше: Ощутимые повсеместные повреждения растительности. Вокруг разбросаны обломки. Некоторые окна разбиты, структурные повреждения плохо построенных сараев и подсобных помещений.

Как измеряют скорость и направление ветра?

Скорость перемещения воздушных потоков успешнее всего можно измерить, используя ветромер (анемометр). Широкое распространение получил чашечный анемометр — измерительный прибор, на вертикальной оси которого крестообразно укреплены чашки — полушария, которые вращаются от любого, даже легкого, ветерка, и чем он сильнее, тем быстрее происходит вращение. От оси прибора идет передача к счетчику оборотов.


Наиболее известным ветромером является чашечный анемометр.
Чем больше скорость ветра, тем быстрее он вращает чашки.

Рядом с ветромерами обычно устанавливают флюгер, указывающий направление ветра. На аэродромах и возле мостов, где ветер может представлять опасность для автомобилей, устанавливаются ветроуказатели — большие конусообразные мешки из полосатой ткани, открытые с обеих сторон.


На аэродромах и возле мостов направление и силу ветра издали показывают
ветроуказатели — открытые с обоих концов большие полотняные полосатые конусы.

Прежде чем люди научились измерять скорость ветра в м/сек или км/ч, они пользовались для этой цели шкалой Бофорта — английского адмирала, который составил таблицу, описавшую и охарактеризовавшую разные ветры, сведенные в систему баллов от 0 (полный штиль) до 12 баллов (самый сильный ураганный ветер, доходящий до скорости 117 км/ч). Однако при смерчах и тропических циклонах скорость его бывает еще больше.

Как просто определить с какой стороны дует ветер

Иногда возникает необходимость в таких знаниях. Когда нужно быстро узнать, куда дует ветер, а под рукой нет телефона с Интернетом, флюгера и т. д, можно воспользоваться этими простыми способами:

  • Палец. Его нужно каким-нибудь образом смочить и вертикально поднять. С той стороны, с которой дует ветер, вы почувствуете небольшой холодок на пальце, кроме того, с этой стороны он быстрее высохнет.
  • Пар или дым. Если недалеко идет дым или пар (жарят шашлыки, зимой дыхание, которое выделяет влагу и превращается в пар), то по его направлению и дует ветер.
  • При достаточно сильном ветре можно воспользоваться какой-нибудь легкой тканевой вещичкой, кепкой, платком, и они сработают наподобие флюгера или ветроуказателя.
  • Или можно просто посмотреть на растения или облака. Облака двигаются по направлению ветра, а растения, например листочки на деревьях, колышутся в сторону его дуновения. Находясь у водоема, можно взглянуть на направление ряби или волн.

История шкалы Бофорта

Таблица Роуза

Начиная с 1660 годов, ведение погодных записей было весьма популярным занятием у жителей Британии, так что в 1723 году Джеймс Джурин (James Jurin), в последствие секретарь Королевского научного общества, разработал рекомендации по наблюдению и регистрации ветра для любителей.

Шестьдесят лет спустя, в 1780 году, в астрономическом ежегоднике, выпущенном метеорологическим обществом «Palatine Meteorological Society of Mannheim», была приведена своя шкала для оценки силы ветра. В ней можно увидеть некие числа и соответствующие им краткие характеристики силы ветра.

Шкала ветра 1780 года

Тем не менее, общепринятой, стандартизированной шкалы для оценки силы ветра по-прежнему не было. Несмотря на все рекомендации, наблюдатели использовали собственные, очень субъективные описания, что существенно затрудняло обобщение и анализ наблюдений.

Френсис Бофорт занялся ведением наблюдений ещё в 1793 году. Изначально им давалась общая оценка погоды, но затем она стала регулярной — через каждые 2 часа. Он стремился дать наиболее определённое представление о погоде и ветре, поскольку это могло бы позволить давать более точные прогнозы. Как и другие наблюдатели, для оценки силы ветра, он использовал свою собственную шкалу. Первая версия его шкалы была разработана ещё на заре его командирской карьеры. Это произошло в 1805 году, когда он был командиром английского линейного корабля «Woolwich». Эта шкала впервые упоминается в его личном дневнике в записи от 13 января 1806 года.

Страница дневника Френсиса Бофорта от 13 января 1806 года

Те заметки, что были сделаны в этот период, Бофорт использовал и дальше. Его систему нельзя назвать принципиально новой, но именно Френсис Бофорт привёл существующие оценки к единому стандарту и, что немаловажно, этот стандарт стал общепринятым.

В 1807 году Бофорт модифицировал свою шкалу, объединив первые две ступени, и таким образом, шкала стала представлять собой градацию от 0 до 12 баллов. В этом же году, Бофорт дополнил шкалу самым главным описанием — описанием парусов, которые несет корабль с полным парусным вооружением при том или ином ветре. Это описание, по мнению автора, дало возможность оценивать силу ветра с максимально возможной точностью и стало универсальным средством для объективной оценки.

Френсис Бофорт разрабатывал свою шкалу для личного использования. Будучи командиром линейного корабля «Woolwich», он использовал ее исключительно для отражения погодных наблюдений в своем дневнике. Только в 1832 году, в Морском журнале появляется первое упоминание способа оценки силы ветра, предложенного Бофортом. Эта публикация обязана своему появлению знаменитому путешествию Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» (Beagle) в 1831 году. Именно в этом плавании погодные наблюдения впервые официально документировались с использованием шкалы Бофорта.

Но прошло еще несколько лет, прежде чем Британское адмиралтейство своим меморандумом от 28 декабря 1838 года официально приняло шкалу Бофорта в качестве инструмента для оценки силы ветра в Британском флоте.

Шкала Бофорта 1832 года

В основу своих критериев оценки Бофорт положил описание состояния парусов линейного корабля, которые он несет при том или ином ветре. Но в 1874 году, в связи со значительными изменениями самого парусного вооружения, шкала Бофорта подверглась пересмотру. Описание было расширено и дополнено.

Только к началу XX века, когда оценка, основанная на описании парусного вооружения, стала не актуальной, британским метеорологом Георгом Симпсоном (George Simpson) было предложено оценивать силу ветра не по парусам, а по состоянию моря. И такое описание было разработано в 1906 году и стало применяться метеорологами и моряками. Однако официальное признание это описание получило только в 1939 году, когда Международной метеорологической организацией (International Meteorological Organization) был выпущен соответствующий документ.

В том же 1906 году, было подготовлено соответствующее описание для береговых наблюдений с тем, чтобы унифицировать оценку силы ветра как на море, так и на суше.

Незадолго до разработки нового метода визуальной оценки, в 1903 году шкалу дополнили таблицей скорости ветра. В основу метода была предложена эмпирическая формула пересчета баллов Бофорта в метры в секунду:

Здесь V – это скорость ветра в м/с, B – баллы по шкале Бофорта. Например, сила ветра в 6 баллов по Бофорту будет соответствовать 12,3 м/с.

Учет ветра в полете.

В первую очередь необходимо определиться, что такое ветер. Ветер – это перемещение воздушных масс из одной точки в другую. Как известно, любое воздушное судно перемещается внутри воздушной массы. А что если воздушная масса, в которой проходит полет, также перемещается относительно земли? Помимо движения с собственной скоростью относительно воздушной массы, самолет будет перемещаться еще и со скоростью движения этой воздушной массы. Учитывая то, что скорость ветра на высотах может достигать значений более 200-300 км/ч, становится очевидно, что учет ветра в полете крайне важен. Несложно посчитать, что если при таком ветре (предположим строго боковом) выполнять полет по трассе в течение одного часа и при этом не учитывать ветер, то в итоге через час самолет окажется в 200-300 км в стороне от трассы. В случае же, если это ветер встречный, и экипаж не учтет его на этапе подготовки к полету, может элементарно не хватить топлива до аэродрома назначения.

Истинная и путевая скорость.

При учете влияния ветра на полет различают два вида скоростей: истинная воздушная скорость (обозначается Vи или по-английски TAS – true airspeed) и путевая скорость (обозначается W или по-английски GS – ground speed).

Истинная воздушная скорость – это скорость движения воздушного судна относительно воздушной массы, в которой проходит полет.

Путевая скорость – скорость воздушного судна относительно земли.

Следует запомнить, что ветер не оказывает влияния на истинную воздушную скорость. Влияние ветра сказывается только на путевой скорости.

Курс и путевой угол.

По аналогии со скоростью, при учете ветра различают два направления полета воздушного судна: курс (HDG – heading) и путевой угол (обозначается ПУ, по-английски TRK — track).

Курс – это угол, заключенный между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и продольной осью воздушного судна.

Путевой угол – это угол, заключенный между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета, и линией пути. Различают фактический путевой угол (ФПУ) и заданный путевой угол (ЗПУ).

Что касается отсчета направлений, в навигации применяются несколько меридианов начала отсчета: истинный, магнитный, опорный. При решении задач, связанных с учетом ветра, при условии, что все величины приведены к одному и тому же меридиану, неважно, какие направления применяются, истинные или магнитные.

Направление ветра.

В аэронавигации различают два вида ветра: навигационный (НВ) и метеорологический, их направления различаются на 180 градусов и на магнитное склонение. Дело в том, что в основном в авиации принято все расчеты выполнять от магнитного меридиана, в то время как в метеорологии гораздо удобнее пользоваться истинным направлением меридиана начала отсчета.

Навигационный ветер – угол между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и направлением, куда дует ветер.

Метеорологический ветер – угол между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и направлением, откуда дует ветер.

Навигационный ветер применяется исключительно как вспомогательная величина при расчетах. Метеорологическое направление ветра – та величина, к которой привык каждый из нас. Юго-западный ветер, означает, что ветер дует с Юго-запада, или если пересчитать в градусы, то получим направление 225 градусов, именно в таком виде и применяется значение направления ветра в авиации.

Навигационный треугольник скоростей.

Как известно, скорость величина векторная. Вектора воздушной скорости, ветра, и путевой скорости образуют так называемый навигационный треугольник скоростей (НТС) – основу основ аэронавигации. Применяя общие правила геометрии и тригонометрии можно вычислить все величины и углы, зная направление и величину двух векторов.

Как видно из рисунка, полет самолета проходит по определенной траектории – линии заданного пути, которая соответствует вектору путевой скорости, однако продольная ось самолета отвернута на ветер для компенсации сноса, как мы помним, продольная ось соответствует вектору воздушной скорости.

Таким образом, мы получили угол, на который нужно отвернуть на ветер, чтобы полет проходил по трассе, это и есть угол сноса – УС (по-английски WCA – wind correction angle или drift angle).

Другими словами, это угол, заключенный между векторам воздушной и путевой скоростей. Отсчитывается угол сноса всегда от вектора воздушной скорости по часовой стрелке (как в нашем случае) со знаком плюс, против часовой – со знаком минус.

Чтобы вычислить скорректированный на ветер курс полета, необходимо из путевого угла вычесть угол сноса со своим знаком.

Расчет угла сноса и путевой скорости.

Для вычисления угла сноса и путевой скорости, необходимо вычислить вспомогательную величину, которая называется угол ветра (УВ) – угол, заключенный между вектором путевой скорости и вектором ветра, то есть, это направление ветра с привязкой к направлению движения воздушного судна.

Напомним, что навигационный ветер (НВ) отличается от метеорологического на 180 градусов и, как правило, на величину магнитного склонения.

С помощью теоремы синусов получаем и формулу угла сноса:

Эту формулу легко упростить, выразив угловые величины в радианах:

U – скорость ветра, – истинная воздушная скорость. Для корректного расчета обе этих величины должны быть приведены к одной единице измерения, например к узлам или метрам в секунду. На практике вместо постоянного значения 57,3 применяют 60, что дает минимальную ошибку, но значительно упрощает вычисление угла сноса в уме.

Формула путевой скорости выводится методом проецирования векторов воздушной скорости и ветра на соответствующую ось и выглядит следующим образом:

При небольших значениях угла сноса можно использовать упрощенную формулу:

Если в России традиционно угол сноса принято вычислять со знаком плюс или минус, то на западе пилотов учат несколько по-другому: сам угол вычисляется как модульная величина, к которой добавляется буквы R или L, R означает, что ось самолета нужно развернуть против ветра вправо, то есть прибавить угол сноса к путевому углу, а L – наоборот влево, то есть угол сноса вычитается из путевого угла. Кроме того, вычисление угла сноса и путевой скорости в основном производится не по формулам, а с помощью механического компьютера E6B и его аналогов.

Считаем в уме.

Существует простой алгоритм вычисления угла сноса в уме.В первую очередь необходимо вычислить максимальный угол сноса при данном ветре. Как легко догадаться, максимальным он будет при боковом ветре, то есть при угле ветра в 90 градусов, а поскольку синус 90 градусов равен единице, эту часть формулы упраздняем и получаем:

Прикинув максимальное значение угла сноса, его нужно скорректировать на направление, что легко делается в уме, если знать значения синусов основных углов:

Знак же определяется исходя из направления ветра, если ветер дует в правый борт, то минус, если в левый, то плюс.

Зная косинусы основных углов легко также в уме вычислить продольную составляющую ветра, которая в свою очередь позволит вычислить путевую скорость.

Для примера рассчитаем в уме угол сноса и путевую скорость для самолета Боинг-737 при заходе на посадку, имея следующие данные:

  • Воздушная скорость при заходе 140 узлов
  • Посадочный путевой угол 90˚
  • Ветер 120˚, 30 узлов

    Определяем максимальный угол сноса: 12˚, корректируем на направление ветра. Ветер встречно-боковой в правый борт под 30˚, таким образом, угол сноса равен минус 6˚, то есть необходимо довернуть вправо против ветра на 6˚. Далее рассчитываем встречную составляющую ветра: 26 узлов. Вычитаем ее из воздушной скорости, получаем путевую скорость на глиссаде 114 узлов.

    Метры в секунду (м / с) — это единица измерения скорости в системе СИ и единица, рекомендованная Всемирной метеорологической организацией для сообщения скорости ветра, и, среди прочего, она используется в прогнозах погоды в странах Северной Европы . С 2010 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) также рекомендует метры в секунду для сообщения скорости ветра при приближении к взлетно-посадочной полосе , заменяя свою прежнюю рекомендацию использовать километры в час (км / ч). По историческим причинам для измерения скорости ветра также иногда используются другие единицы измерения, такие как мили в час (миль / ч), узлы ( узлы ) или футы в секунду (фут / с). Исторически скорости ветра также классифицировались с использованием шкалы Бофорта , которая основана на визуальных наблюдениях конкретно определенных эффектов ветра на море или на суше.

    На скорость ветра влияет ряд факторов и ситуаций, действующих в разных масштабах (от микромасштабов до макромасштабов). К ним относятся градиент давления , волны Россби и струйные течения , а также местные погодные условия. Также можно найти связи между скоростью и направлением ветра , особенно с градиентом давления и условиями местности.

    Градиент давления — это термин, описывающий разницу в давлении воздуха между двумя точками в атмосфере или на поверхности Земли. Скорость ветра очень важна, потому что чем больше разница в давлении, тем быстрее ветер течет (от высокого давления к низкому), чтобы уравновесить колебания. Градиент давления в сочетании с эффектом Кориолиса и трением также влияет на направление ветра .

    Волны Россби — это сильный ветер в верхних слоях тропосферы . Они действуют в глобальном масштабе и перемещаются с запада на восток (отсюда и название Westerlies ). Волны Россби сами по себе отличаются скоростью ветра от того, что мы испытываем в нижней тропосфере .

    Местные погодные условия играют ключевую роль в влиянии на скорость ветра, так как образование ураганов , муссонов и циклонов как ненормальных погодных условий может резко повлиять на скорость потока ветра.

    Влияние ветра на погодные условия

    Атмосферные потоки — один из основополагающих природных факторов, который напрямую связан с большинством природных явлений. Циклоны и антициклоны, которые обуславливают локальные изменения климата, представляют собой локальные атмосферные образования. Они способны привести к резкой смене погоды, нехарактерной для определенного региона.

    Другой пример влияния ветров на погоду — грозы и град. Именно под влиянием горячих восходящих ветров образуются сильные грозовые ветра, происходит электризация между молекулами воды. Согласно последним данным, все погодные явления подвержены влиянию атмосферных фронтов: в том числе, дожди, засухи, стихийные пожары, ураганы.

    Кроме того, локальные ветра продуцируют такие явления, как турбулентность и обледенение, что обуславливает важность их изучения и своевременного отслеживания.

    Расчёт поправок и чтение ветра при стрельбе

    Сначала давайте задумаемся о том, как пули летят сквозь воздух. Сразу уточню, мы будем разговаривать о пулях , а не круглых шариках . Некоторые стрелки думают, что ветер отталкивает пулю от цели. В действительности, пулю тянет в том направлении, куда дует ветер.

    Почему так происходит? Представьте бросок мяча для американского футбола в безветренную погоду. Вращающийся мяч, как и вращающийся волчок, старается остаться на той же «линии» или сохранить направление броска, так же как и волчок старается сохранить вертикальное положение вместо того, чтобы упасть. При отсутствии ветра воздух равномерно обтекает кончик мяча и тот летит прямо.

    А что случится, если подует ветер? Теперь, вместо того, чтобы равномерно обтекать кончик пули, воздух будет поступать сбоку. Пуля будет стараться стабилизировать своё положение, то есть лететь прямо – по ветру, а не в цель. Например, если кончик пули смесится влево, более широкое донышко сместится вправо таким образом, что пуля будет лететь немного боком. Так как донышко больше кончика, оно создаст некоторую «задержку» (сопротивление), как если бы вы высунули ладонь из окна движущегося автомобиля. Эта задержка и тянет пулю в направлении ветра. И когда пуля летит к цели на скорости около 600 миль/час, изменение направления движения воздуха (ветер) оказывает влияние на её траекторию.

    Таким образом, когда вы стреляете по цели в безветренную погоду, вы можете просто совместить мушку с целиком, наведя их на цель и, если при нажатии на спуск прицел не собьётся, ваша пуля полетит прямо по направлению к мишени. Но когда подует ветер, вам потребуется внести некоторые коррективы (поправки на ветер).

    Насколько сильно дует ветер?

    Но как корректировать прицел при стрельбе в ветреную погоду, чтобы компенсировать смещение пули. Один из способов – просто прицеливаться с упреждением против ветра, называется он «Упреждение по-кентуккийски» («Kentucky Windage»).

    Необходима практика, чтобы научиться определять, насколько далеко смещать точку прицеливания, но преимущества этого метода – простота и быстрота применения . Посмотрите на рисунок.

    Если вы используете оптический прицел или регулируемые прицельные приспособления, вы можете внести в них поправки на ветер таким образом, что сможете видеть мишень в центре картинки в прицеле, но при этом ствол будет направлен немного в сторону от неё, компенсируя влияние ветра на траекторию полёта пули.

    Какую бы систему вы не использовали, вам необходимо оценить, насколько сильно дует ветер, чтобы определить, как далеко выносить точку прицеливания (или какую поправку вносить в прицел) при разной силе ветра. Один из методов оценки скорости ветра – с помощью флага.

    Разделите угол положения флага на 4, и вы получите довольно точное представление о скорости ветра. Например, если флаг располагается под углом в 60 градусов к флагштоку, то разделив это значение на 4, мы получим скорость ветра в 15 миль в час. А если флаг реет под углом в 90 градусов, то скорость ветра составит около 90 / 4 = 22,5 миль/час. Посмотрите на рисунок.

    Метод с использованием флага.

    Но эта формула работает только тогда, когда ветер дует сбоку . Когда ветер дует из-за спины или в лицо , просто умножьте полученный результат на следующее число:

    • ветер дует под углом 75 градусов – умножьте результат на 0,96;
    • 60 градусов – на 0,86;
    • 45 градусов – 0,7;
    • 30 градусов – 0,5;
    • 15 градусов – 0,25.

    Теперь вы можете определить, что если флаг расположен под углом 60 градусов к флагштоку, а ветер дует под углом 15 градусов к нам, то скорость ветра, ВЛИЯЮЩАЯ НА ПУЛЮ, составит: 60 / 4 = 15 x 0,25 = 3,75 миль/час.

    У вас нет под рукой калькулятора? Без проблем!

    Другой способ рассчитать скорость ветра, который не требует калькулятора и определения всех этих углов – просто обратите внимание на то, что вас окружает. Скорость ветра можно оценить с помощью травы, листьев и деревьев.

    • 2-4миль/час: вы чувствуете на лице лёгкое дуновение. Крупные листья шелестят на ветру. Волнистые линии марева, видимые в прицел, слегка отклоняются. Воздушный шарик перемещается со скоростью пешехода.
    • 4-8миль/час: двигаются мелкие листья. Шумят ветки. Скорость быстрой ходьбы.
    • 6-10миль/час: на деревьях начинает шевелиться хвоя. Скорость бега трусцой.
    • 8-12миль/час: склоняется трава и стволы деревьев. Линии марева сносит вбок. Скорость самого быстрого из известных вам бегунов.

    Для начала этого вам хватит. Тренируйте способность определять скорость ветра, его угол и воздействие, которое он оказывает на попадание пули в цель.

    Легкий, слабый, умеренный, свежий

    Скорость ветра: 12-38 км/ч

    От 2 до 5 баллов

    Ветер от 2-х баллов классифицируется как легкий. Он может колыхать листья деревьев, его дуновение ощущается на коже. При 3-х баллах, слабом ветре, начинают качаться ветки, флаги, на море появляются короткие, но выраженные волны. Умеренный ветер, который оценивается в 4-е балла, поднимает пыль, размывает очертания дыма и создает на воде белые барашки. Свежему ветру в 5 баллов по силам раскачать тонкие стволы, вызвать свист в ушах и сформировать волны высотой до 2-х метров.