Признаки неисправности стартера и генератора

Признаки неисправности стартера и генератора

Неисправности стартера и генератора зачастую доставляют автомобилистам немало хлопот. Ведь, как это часто бывает, в процессе эксплуатации мы не особо обращаем внимание на те нагрузки, которые приходится выдерживать автомобилю. Однако это продолжается лишь до тех пор, пока наше авто вдруг перестает заводиться и требует ремонта.

Ниже мы расскажем о самых распространенных причинах неисправности стартеров и генераторов, а также о способах их устранения.

В конце статьи смотрите подробную видео-инструкцию по поиску причин неисправности автомобильного стартера.

Также вас могут заинтересовать следующие материалы:

Понимание того, что ломается любая вещь, если оставить ее без должного ухода, приходит слишком поздно, а единственным выходом из положения, зачастую, становится срочный ремонт стартера или генератора. Чтобы избежать поломки, нужно знать и уметь распознавать первые признаки грядущих неисправностей, и внимательно прислушиваясь к своей машине.

Основные неисправности стартера и системы пуска. Как их устранить

Для пуска двигателя автомобиля необходимо привести его поршни в возвратно-поступательное движение. Для этой цели служит электрический стартер, получающий энергию от аккумулятора.

По принципу работы стартеры схожи с электрическими двигателями, но, по конструкции несколько отличаются, в первую очередь тем, что имеют специальный механизм, так называемую муфту свободного хода, или бендикс.

Этот механизм обеспечивает соединение зубчатого маховика двигателя с ведущей шестерней стартера при пуске двигателя, а также их расцепление после того, как двигатель запустится. Таким образом, ротор стартера вращается только в моменты пуска мотора, этим предупреждается его износ.

Приводы стартеров могут отличаться, так, некоторые стартеры приводят в движение коленвал непосредственно от вала якоря стартера, другие же стартеры снабжаются редукторами. Редукторные стартеры могут создавать большее усилие при вращении коленвала.

Как правильно включить стартер?

При пользовании стартером, для предохранения его от поломок, нужно соблюдать определенные правила. Во время пуска мотора нельзя включать стартер более чем на 5 секунд, а между каждыми попытками пуска нужно делать перерыв около минуты.

Дело в том, что во время работы стартера, по его обмоткам протекает очень большой ток, сравнимый с током мощного сварочного аппарата, поэтому обмотки быстро нагреваются, и при длительной работе стартера они могут перегореть, либо их изоляция расплавится.

Какие неисправности могут быть в системе пуска и как их устранить?

Частая причина неполадок стартера связана с поломками и неисправностями бендикса. В таких случаях, при включении стартера слышен звук работающего в «холостую» стартера (жужжание), то есть, зацепления шестерни стартера с зубцами маховика коленвала не происходит.

Довольно часто такая проблема вызвана загрязнением механизма бендикса, и решается промывкой бендикса в бензине. Для этого можно положить бендикс в емкость с бензином, подождать около часа, потом вручную несколько раз провернуть шестерню и механизм муфты, чтобы из него удалилась грязь. Если это не решило проблему, то неисправный бендикс заменяют новым.

Если при поворачивании ключа зажигания стартер не срабатывает, возможно, причина кроется не в самом стартере. Сначала проверьте исправность аккумуляторной батареи, а то бывает грешат на стартер, а всё дело в слабом аккумуляторе. Проверка проста — включите свет и увидите в каком состоянии батарея.

Попробуйте проверить все предохранители. С помощью тестера проверьте, поступает ли питание на стартер при повороте ключа зажигания. Если питания нет, то причину нужно искать в проводке или в самом замке зажигания.

Если питание поступает, а стартер не работает, то возможно не работает втягивающее реле. Его можно разобрать очистить от пыли, зачистить контакты, собрать и проверить работоспособность. Если у тягового реле замкнули витки обмотки, то его придется заменить.

Какие неисправности бывают в стартере и как их устранить?

Что касается самого стартера, то причиной его неисправности может быть загрязнение или подгорание коллектора, износ или загрязнение щеток, замыкание обмоток якоря возбуждения, износ зубьев приводной шестерни, или зубьев маховика, обрыв соединительных проводов, трещины корпуса или износ подшипников вала стартера.

Загрязнившийся коллектор промывают в бензине, затем просушивают. Если коллектор подгорел, то его зачищают мелкой наждачной бумагой, а затем продувают сжатым воздухом. Износившиеся щетки заменяют новыми, предварительно притерев их к коллектору.

Стартер с межвитковым замыканием обмоток сдают в ремонт или заменяют новым. Также, заменяют новыми изношенные подшипники вала стартера и изношенную шестерню привода.

Видео: рассмотрены основные неисправности стартера ВАЗ, которые часто встречаются на практике.

Желаю вам поменьше подобных проблем и побольше положительных эмоций!

Принцип работы стартера и его устройство

Если по электрической части все в порядке и цепь без повреждений, то стоит демонтировать запчасть для разборки и детального осмотра с целью выявления дефектов. Но прежде чем это делать, нужно изучить устройство и принцип действия автомобильного стартера.

Устройство стартера автомобиля: 1. передняя крышка; 2. бендикс; 3. редуктор; 4. якорь; 5. корпус статора в сборе; 6. вилка; 7. втягивающее реле; 8. щеточный узел; 9. щетки; 10. задняя крышка стартера автомобиля.

При повороте ключа и запуске двигателя, происходят такие процессы:

Замыкаются контакты замка и через реле стартера, идет питание на обмотки (тяговую и удерживающую) втягивающего реле.

Магнитное поле в обмотках с усилием втягивает якорь вовнутрь корпуса (сжимая возвратную пружину).

Принцип работы стартера

В тот момент, когда маховик начинает вращаться быстрее, не же ли шестерня бендикса, обгонная муфта предотвращает передачу крутящего момента и бендикс, рычагом отводится назад, благодаря возвратной пружине возвращается в свое положение.

Ключ в замке зажигания возвращается в первоначальное положение и напряжение на управляющей клемме исчезает.

Исходя из рассмотренной схемы, можно делать предположения о возможных неполадках на соответствующих этапах.

Механические поломки стартера автомобиля

К механическим неисправностям относят повреждения, при которых стартер работает, но в пуско-зарядной системе происходят сбои из-за износа или поломок частей механизма.

  1. Стартер включается, но коленвал не крутится. Причиной может являться износ рычага или кольца муфты свободного хода, поломка буферной пружины, тугой ход привода на винтовой нарезке вала. Для устранения неполадки нужно проверить перечисленные детали, почистить и смазать нарезку вала.
  2. Стартер включается с заметным скрежетом. Скрежет может появляться при износе зубьев венца маховика, растяжение буферной пружины или неотрегулированный ход шестерни привода. Устраняется путем замены поврежденных деталей, а также регулировкой хода шестерни.
  3. Двигатель запускается, но стартер не отключается. В первую очередь следует проверить, не заедает ли привод на валу или замок зажигания. Также причиной может быть короткое замыкание или спекание контактов в реле, износ подшипников или поломка возвратной пружины. Для ликвидации поломки рекомендуется перебрать стартер, устранить причину заедания или поменять пришедшие в негодность части.
  4. При езде автомобиля стартер громко шумит. Шум может возникать из-за разболтанного крепления стартера или полюса стартера, а также из-за сбоев в работе шестерни привода. Устраняется путем затягивания винтов креплений и отладкой хода шестерни.

Разумеется, для качественного ремонта стартера рекомендуется изучить характеристики механизма в руководстве по эксплуатации конкретной модели и марки транспортного средства.

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.

Причины неисправностей

Существуют две категории причин поломки стартера автомобиля, разделенные на электрические и механические. Стоит рассмотреть отдельно каждую из групп.

Электрические причины

Подобные ситуации обусловлены неисправностями, которые возникают из-за нарушения в работе электроцепи устройства. Проще говоря, это происходит по причине нарушения доставки тока от аккумулятора автомобиля до самого стартерного узла. Одним из признаков такой неполадки считается более медленные обороты коленвала или же полное их отсутствие при попытке завести мотор. В подобной ситуации причина неисправности может заключаться в следующих ситуациях:

  1. Когда на втягивающем реле случилось короткое замыкание.
  2. В случае обрыва провода массы.
  3. Если случилось межвитковое замыкание.

В подобных ситуациях реле не сработает. Когда присутствуют электрические проблемы в стартере, маховик при попытке завести двигатель будет проворачиваться крайне медленно. Обычно причиной подобных проблем считается износ самого щитового узла. Главными неисправностями стартера электрического типа является:

Читайте также  Расшифровка проводов

  1. Износился коллекторный элемент якоря.
  2. Пришел в негодность щитовой механизм.
  3. Сломалось втягивающее реле.

Среди неисправностей детали встречаются механические повреждения

Механические причины

Второй категорией проблем с запуском стартера являются механические причины, при которых не происходит проворачивания коленвала, а само устройство работает. Если появляется подобная ситуация, то требуется проверить состояние кольца, а также рычага бендикса. Дополнительно рекомендуется оценить состояние венца маховика и целостность буферной пружины. Факторами механических нарушений считаются:

  1. Поломка буферной пружины.
  2. Износ либо дефект в пробуксовочной муфте (бендиксе).
  3. Нарушение целостности или нарушение контакта рычага отключения электричества.

В ситуации, когда при попытке запуска двигателя, устройство издает скрежет, требуется проверить зубцы венца маховика. Кроме этого нужно проверить корректность установленного хода шестерней.

Нарушения функционирования стартера, имеющие механические причины, всегда характеризуются специфическим звуком, а также требуют внешней диагностики.

1 Признаки неисправностей и методы диагностики

Стартер – это электромеханическое устройство, обеспечивающее пуск двигателя от аккумулятора. Он работает вместе с другими системами, поэтому сначала проверяются они:

  • степень заряженности АКБ;
  • состояние клеммы массы;
  • целостность проводов и контактов;
  • исправность замка зажигания.

На эти места обращают внимание, когда при повороте ключа не слышен щелчок, якорь не вращается совсем или делает это очень медленно. Когда видимые признаки неисправности в электрической цепи не обнаружены, стартер снимают с машины и проводят диагностику. Понадобится аккумулятор в исправном состоянии, два силовых кабеля и мультиметр. Наиболее часто поломки случаются с втягивающим реле, щетками и коллектором якоря.

Первый способ проверки – с использованием батареи. Деталь надежно фиксируют, минусовую клемму соединяют с корпусом, а плюсовую – с верхним контактом. Если стартер исправен, слышен щелчок, и вал начинает вращаться. Когда это не происходит, возможны следующие основные причины:

  • на втягивающем реле подгорели контакты;
  • заклинил якорь;
  • повреждена обмотка реле или стартера.

Часто неисправность скрывается в щетках. Для проверки используют контрольную лампочку, один вывод которой соединяют со щеткодержателем, второй – с корпусом. Загорание свидетельствует о пробитой защите, требуется замена. Если износ равномерный, это произошло в течение длительного времени – процесс естественный. В противном случае проверяют состояние втулок. Если есть выработка, то якорь перекашивается, способствуя неравномерному стиранию щеток. К таким же последствиям приводит подгоревший коллектор, повреждение ламелей на нем.

Замыкание обмоток сопровождается отказом стартера – поломка нечастая, но случается. Чтобы проверить, используют мультиметр, наличие которого обязательно в арсенале автолюбителя, занимающегося ремонтом своими руками. Один контакт подключают на массу, второй по очереди к выводам обмоток – исправная показывает сопротивление 10 кОм. Пробой якоря проверяют, подсоединяя один контакт контрольной лампочки на 220 В к сердечнику, вторым касаются ламелей. В случае загорания неизбежен ремонт – перемотка или покупка новой детали.

Механические неисправности стартера проверяются, если он работает, но двигатель не запускается, потому что нет вращения коленвала. Причины в пробуксовке обгонной муфты, поломке рычага, износе поводкового кольца или буферной пружины. Для проверки бендикса его корпус через мягкую прокладку зажимают в тисках и прокручивают рукой. Исправный должен вращаться только в одну сторону, а в другую стопориться. Если на шестерне повреждены зубы, что определяется визуально, то стартер работает вхолостую – нет зацепления с маховиком двигателя.

Если слышен скрежет при запуске, то изношены зубья на венце. Значит, неправильный ход шестерни обгонной муфты. В ее корпус попадает грязь, засыхает смазка, тогда она тоже не работает. Определяют это после полной разборки и прочистки. Если стартер шумит, издает нетипичные звуки, требуется визуальный осмотр, демонтаж. Возможны такие поломки:

  • изношены втулки или ламели якоря;
  • отошли болты крепления;
  • выработаны зубья шестерни;
  • ротор задевает обмотки.

Случается, что стартер не останавливается, продолжает работать после того, как двигатель запустился. Причины в заедании рычага привода бендикса, изношенности его пружины или залипании контактов реле. Выхода из строя дорогостоящего и важного узла не следует допускать, нужно заранее обращать внимание на симптомы, указывающие на скорую поломку:

  1. Вращение начинается после нескольких попыток. Это говорит о подгорании контактов на втягивающем реле.
  2. С опозданием отключается зацепление. Изношены зубцы на шестерне обгонной муфты или маховике.
  3. Пусковое устройство вращается с усилием, хотя аккумулятор исправен. Подобная ситуация указывает на изношенные щетки или выработку втулок.

Диагностика и демонтаж

Провести качественную диагностику механизма, в то время пока он установлен в автомобиле, не представляется возможным, поэтому его придется снимать. Благо, данная процедура не сложная и не требует особых навыков.

Инструкция снятия стартера:

  • Для начала обесточите автомобиль, для этого нужно снять клеммы с аккумулятора;
  • Снимите обшивку, закрывающую двигатель снизу и сверху, чтобы она не мешала свободному доступу к механизму (если установлена);
  • Отсоедините проводку от шпилек втягивающего реле (нужно аккуратно открутить по одной гайке с каждой шпильки) и разъемов подключения электростартера к сети автомобиля (это можно сделать сверху);
  • Открутите болты, которыми стартер прикручен к корпусу двигателя (как правило, их 2-3), а затем снимите его. Важно: при откручивании последнего болта придерживайте стартер рукой, чтобы он не упал.

После того как стартер будет снят с автомобиля рекомендуется проверить состояние всех его деталей. Процесс выполнение ремонта механизма состоит из трех этапов: визуальный осмотр, очистка рабочих поверхностей, замена испорченных элементов. Но, для того чтобы выполнить ремонт механизма, автолюбителю нужно знать схему расположения деталей и как они выглядят.

Теория (устройство электростартера)

  1. Втягивающее реле — электромагнит, выполняющий две функции. При повороте ключа зажигания подводит шестерню бендикса стартера к зубчатому венцу маховика, а после запуска двигателя возвращает шестерню в исходное положение.
  2. Вилка — соединяет втягивающее реле с бендиксом.
  3. Бендикс (обгонная муфта) — механизм, с помощью которого передается крутящий момент от электромотора к маховику двигателя при запуске. Также он защищает электростартер от высоких оборотов, на которых работает мотор.
  4. Якорь — ось, выполненная из специальной легированной стали, предназначенная для вращения шестерен бендикса.
  5. Коллектор — часть якоря, которая служит для установки и крепления элементов электромотора
  6. Статор — неподвижная часть электродвигателя
  7. Щётки и щёткодержатели — предназначены для подачи напряжения на пластины якоря.

Основные виды неисправности стартера и способы их устранения

Самой распространенной неисправностью любой электрической цепи является плохой контакт. Если в ходе эксплуатации авто появились какие-либо изменения в работе электростартера, в первую очередь нужно проверить состояние контактов (целостность проводки), провести диагностику предохранителей (находятся под капотом в отдельном блоке) и при необходимости устранить дефекты.

Еще одной частой неисправностью считается отказ втягивающего реле стартера. Есть несколько причин отказа реле. Залипание пятака — в момент, когда пятак замыкает два тока ведущих контактов и пропускает через себя ток, в этот момент проскакивает электрическая искра с высокой температурой (около 1000 °C) и припаивает пятак к контактам. В данной ситуации стартер продолжает крутиться даже после выключения зажигания. Чтобы остановить стартер, нужно снимать одну клемму с аккумулятора. Важно: действовать в данной ситуации нужно очень быстро, поскольку при работе стартера аккумулятор очень быстро «садится». Дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна только после замены (ремонта) втягивающего реле. Из прочих неисправностей можно отметить: повреждение корпуса и магнита с обмотками, пригорание контактных пластин, нарушение контактов, ослабление возвратной пружины. При таких неисправностях втягивающее реле не будет срабатывать, а шестерня бендикса подаваться для зацепления с венцом маховика.

Износ щеток. При наличии данной неприятности стартер сначала вяло раскручивает мотор, создавая эффект разряженного аккумулятора, а затем и вовсе перестает подавать признаки жизни. Стоит отметить, что при этом втягивающее реле будет реагировать на поворот ключа зажигания характерными щелчками. Для проверки состояния щеток нужно снять заднюю крышку и извлечь щеткодержатель. Высота щетки должна быть не менее 12 мм.

Довольно частой поломкой является износ роликов в бендиксе — уменьшаются в диаметре и перестают блокировать в узкой части бендикса внешнюю и внутреннюю обойму, в результате прекращает вращаться его шестерня. В этом случае водители и сервисмены используют такой термин как буксующий бендикс. Данную неисправность можно устранить только заменой бендикса. Важно: бендикс должен легко вращаться в одном направлении, а в другом — стопориться, если иначе – деталь подлежит замене.

Читайте также  Таблица дюймовых резьб

Работа электростартера завязана на вращении пускового якоря (работает по принципу электромотора). Со временем, в силу как механических, так и электрических повреждений он может перестать работать. Основной поломкой является заедание подвижной части якоря. Также проблема может крыться в высоковольтной проводке (может отсоединиться или окислиться). Проверка состояния обмотки якоря осуществляется с помощью специализированного стенда или омметра на присутствие следов коротких замыканий, если они есть, якорь подлежит замене. Обязательно нужно проверить зазоры между ламелями якоря на наличие грязи и в случае необходимости очистить их. Если на коллекторе якоря (место контакта со щетками) имеется выработка ее нужно зашлифовать мелкой «наждачкой».

В современном стартере могут упасть магниты, находящиеся в статоре. Теоретически эти магниты можно приклеить самостоятельно, но лучше устранение данной проблемы доверить профессионалам, так как есть риск перепутать полярность магнитов.

При длительной эксплуатации изнашиваются опорные втулки, в которых вращается якорь. В результате на осях якоря появляется люфт и он начинает «болтаться». При наличии данной проблемы щетки неплотно прилегают к коллектору якоря и подгорают, из-за чего существенно снижается их ресурс. В запущенных ситуациях для устранения поломки приходится протачивать коллектор. При своевременном устранении недуга будет достаточно заменить втулки и щетки. Выявить проблему на ранней стадии удастся, если только проводить периодический контроль состояния щеток.

Износ подшипников. С изношенными подшипниками стартер сможет выполнять свои функции, но его работа будет сопровождаться сильными вибрациями и приведет к разрушению других частей механизма.

Износ шестерни обгонной муфты (бендикса) и маховика. На шестерню приходится самая большая нагрузка, которая со временем может привести к повреждениям ее зубьев. При неудовлетворительном состоянии шестерней бендикса работа электромотора будет сопровождаться треском или щелчками. При наличии сильного износа зубьев маховика будут возникать периодические трудности с запуском — в момент попадание зубьев шестерни бендикса на проблемный участок венца маховика появляются посторонние звуки, также стартер может вращается вхолостую.

Сборка

Прежде чем приступить к сборке электростартера, нужно удалить из его корпуса всю грязь, а затем смазать смазкой подшипники, втулки ротора и шлицы вала якоря. После этого можно приступать к его сборке (производится в обратном порядке) и проверке работоспособности механизма.

Демонтаж устройства

Перед тем, как снять стартер и как починить его, нужно учесть, что эта задача довольно трудоемкая. Тем не менее, снятие стартера и его разборка является обязательным условием для устранения неисправности.

Как снять стартер своими руками:

  1. Перед тем, как снять стартер, нужно произвести отключение аккумулятора от бортовой сети авто. Любые работы по ремонту генератора и других электрических устройств осуществляются при отключенной бортовой сети.
  2. Если вы не знаете, как снять стартер автомобиля, то после того, как бортовая сеть будет обесточена, на клеммах реле узла, а также на его корпусе, нужно выкрутить гайки. Если учесть разные специфики сборки транспортных средств, то стартера могут крепиться на разных фиксаторах. Но обычно для демонтажа механизма требуется головка на 13.
  3. После этого нужно отсоединить проводку питания и отодвинуть ее.
  4. Если на моторе имеется защита, ее нужно демонтировать.
  5. После этого выкручиваются гайки фиксации устройства к блоку. Сделав это, сам механизм можно снять (автор видео — Будни Автобизнес).

Дефекты стартера

by admin · Сентябрь 26, 2010

Электрический стартер является главным звеном системы пуска двигателя автомобиля. От его эффективности и надёжности зависят комфорт, а иногда и безопасность водителя и пассажиров.

От технического состояния стартера и его узлов, обеспечивающих передачу энергии аккумуляторной батареи с наименьшими потерями по цепи «батарея-стартер» в значительной мере зависит безотказность работы системы пуска двигателя в различных условиях. Своевременная и правильная диагностика, а также профилактика системы пуска весьма актуальны для состояния аккумуляторной батареи. Особенно большое значение имеет правильная локализация отказов между компонентами системы пуска. В первую очередь, речь идёт о том, чтобы нарушение контактов в электрической цепи питания стартера не послужило причиной претензий к аккумуляторной батарее и т.п.

В процессе пуска двигателя стартер обеспечивает ввод шестерни в зацепление с маховиком, осуществляет коммутацию силовой цепи в рабочем режиме пуска для вращения вала двигателя, и затем выводит шестерню из зацепления после завершения пуска.

При рассмотрении типичных дефектов стартера необходимо вспомнить назначение его основных узлов и деталей.

  • втягивающее («тяговое») реле предназначено для перемещения привода и коммутации силовой цепи;
  • привод с муфтой свободного хода (МСХ), защищающий электродвигатель от разноса;
  • электродвигатель стартера, осуществляющий прокручивание коленчатого вала и состоящий из якоря, корпуса с обмотками или постоянными магнитами, траверсы со щётками, крышек: приводной, коллекторной и редуктора (для стартеров со встроенным редуктором).

Поскольку стартер преобразует электрическую энергию аккумуляторной батареи в механическую, то и дефекты, соответственно, могут относиться либо к электрическим (то есть — связанным с нарушением электрической цепи), либо — к механическим (связанным с нарушением передачи механических усилий). В приведенной ниже таблице рассмотрены детали стартера и связанные с ними наиболее типичные дефекты, приводящие к отказам при пуске, которые относятся к нарушениям в электрической цепи «батарея-стартер».

Узел Неисправность
Тяговое реле Обрыв, перегорание, межвитковое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотках. Подгорание контактных болтов или диска, замыкающего цепь. Отрыв контактного диска от якоря реле. Заклинивание якоря во втулке реле.
Якорь Обрыв обмотки. Межвитковое замыкание в секциях. Распайка коллектора вследствие расплавления припоя (при длительных пусках). Подгорание коллектора. Износ ламелей в местах контакта со щётками. Замыкание обмотки на «массу». «Разнос» — выход обмоток из пазов якоря и его торможение (затруднение вращения).
Щеточный узел Замыкание в щёткодержателе между щётками, либо на «массу». Износ щёток. Ослабление или разрушение пружин, прижимающих щётки. Заклинивание щёток в щёткодержателе из-за накопления грязи. Деформация щёткодержателя, оплавление траверсы.
Корпус Межвитковое замыкание обмоток. Замыкание на «массу» или на стяжные шпильки. Обрыв, перегорание обмоток.

Все перечисленные дефекты отдельных узлов электрической цепи могут встречаться как по отдельности, так и в сочетаниях. Иногда один дефект провоцирует другой. Например, тяговое реле не отключится после пуска двигателя. Тогда длительная работа стартера на холостом ходу может привести к заклиниванию привода стартера и разрушению муфты свободного хода. Это, в свою очередь, приведёт к «разносу» якоря, в ходе которого вышедшие из пазов секции могут разрушить обмотку статора и щёточно-коллекторный узел.

Дефекты стартеров при пуске могут быть разделены на несколько групп:

  • фатальные (стартер не включается, либо включается, но не вращает маховик);
  • периодические (стартер то включается, то нет);
  • комфортные (стартер работает, но с посторонними звуками или коленчатый вал прокручивается недостаточно быстро и т.п.).

Стартер не включается

а) при включении стартера нет щелчков срабатывания реле, лампы освещения приборов тускнеют или совсем гаснут:
— сильно разряжена аккумуляторная батарея;
— сильное окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи;
— слабо затянуты полюсные наконечники;
— межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле.
б) при включении стартера нет щелчков срабатывания реле, яркость ламп освещения приборов не изменяется:
— отсутствует питание на клемме «50» тягового реле (плохой контакт, дефект вспомогательного реле, и т.д.);
— заклинивание якоря тягового реле;
— обрыв во втягивающей обмотке тягового реле.
в) при включении стартера слышны щелчки срабатывания реле, лампы освещения приборов тускнеют или совсем гаснут:
— окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи;
— разряжена аккумуляторная батарея,
— замыкание в обмотках якоря или статора (стартер «берёт» всю энергию на себя);
— замыкание щёткодержателей;
г) при включении стартера слышны щелчки срабатывания реле, яркость ламп освещения приборов не изменяется:
— окисление или отсутствие контакта проводов с контактными болтами, либо сильное подгорание контактов болтов;
— окисление или отсутствие контакта «массы» двигателя с «массой» автомобиля;
— сильное подгорание коллектора якоря;
— сильный износ или зависание щёток.

Читайте также  Схема подсоединения

Стартер включается, но маховик двигателя вращается слишком медленно

— окисление или физическое нарушение контакта проводов с контактными болтами
— подгорание, износ коллектора, износ щеток;
— межвитковое замыкание в якоре или в обмотках возбуждения;
— сильный износ подшипников и цепляние якоря за полюса.

Стартер включается, но маховик двигателя не проворачивается

— пробуксовка муфты свободного хода;
— заклинивание муфты свободного хода на шлицах якоря;
— срезаны зубья шестерни;
— обрыв вала якоря;
— разрушение соединения якоря тягового реле с рычагом;
— поломка рычага включения или неправильные регулировки хода шестерни.

Стартер работает с посторонними шумами

— повышенный износ втулок;
— перекос в креплении стартера;
— изгиб вала якоря;
— поломка крышки со стороны привода;
— повреждение зубьев шестерни или маховика;
— шестерня не полностью выходит из зацепления с моховиком;
— повышенный выбег из-за заедания МСХ на шлицах якоря.

Стартер не выключается

— дефект проводки питания стартера;
— межвитковое замыкание во втягивающей обмотке реле;
— приваривание контактного диска к контактным болтам.

Тяговое реле стартера при пуске постоянно включается и выключается («пулемётный эффект»)

— сильно разряжена аккумуляторная батарея;
— плохой контакт в цепи питания реле на клемме «50»;
— межвитковое замыкание, либо обрыв в удерживающей обмотке реле.

При наличии опыта эксплуатации и ремонта, большинство дефектов стартера могут быть определены и устранены водителями в условиях гаража. Однако более целесообразно проводить диагностику и ремонт в специализированных предприятиях, оснащённых необходимыми приборами и оборудованием для ремонта. Выявленный дефект стартера (цепи «батарея-стартер») позволит снять подозрение о возможной неисправности АКБ, восстановить надёжный пуск двигателя и уменьшить влияние возникшего дефекта на состояние работоспособности и долговечность аккумуляторной батареи.

Распространенные проблемы и причины поломки стартера авто

Любой механизм со временем становится, все более подвержен поломкам. И автомобиль не исключение. Какие-то детали служат по нескольку лет, а некоторые нуждаются в ежегодной профилактике или замене.

Стартер является самым активным компонентом в электрической составляющей любого автомобиля. Поэтому, диагностика и профилактика данного агрегата актуальны не только для транспортных средств с большим пробегом, но и для тех машин, которые были приобретены недавно. Ведь только благодаря своевременным действиям специалистов станции технического обслуживания можно избежать поломок, ведущим к серьезным финансовым затратам, пишут СМИ.

Назначение стартера

Стартер является электродвигателем постоянного тока и предназначен для запуска двигателя автомобиля. При этом он проворачивает коленчатый вал, что обеспечивает сжатие рабочей смеси для последующего рабочего движения цилиндров. Стартер состоит из четырех полюсов и якоря, а также двух положительных и двух отрицательных щеток. При включении агрегата возникает электромагнитное поле, под действием которого происходит вращение якоря. Габариты и масса стартера невелики, но при этом с его помощью приводится в движение вся поршневая группа двигателя. Поэтому срок эксплуатации данного агрегата в три раза меньше, чем у двигателя любого транспортного средства.

Распространенные проблемы стартера

Чаще всего проблемы стартера носят лавинообразный характер: выявленная неверно поломка может повлечь целую массу проблем, которые будут следовать одна за другой. Так, имеющийся дефект в цепи электропитания приводит к тому, что агрегату не хватает мощности, чтобы полноценно выполнить свою работу и провернуть массу железа, которая на него нагружена. Итогом при этом может стать электрическая дуга, которая возникает между коллектором и щетками, что становится причиной сгорания пластин коллектора.

Долгая прокрутка стартера провоцирует чрезмерный разогрев обмотки, а также интенсивный износ втулок. В этом случае, оплавляются ламели якоря или выгорает изоляция. Касаемо втулок, которые являются направляющими подшипниками агрегата, следует отметить, что если они неисправны, то происходит разбалансировка якоря, которая, в свою очередь, ведет к множественным поломкам, начиная от корпуса стартера и заканчивая маховиком.

Современные автомобили оборудованы стартером с редуктором, который служит для более эффективного запуска двигателя. Но, несмотря на это существует достаточно причин, которые могут вывести данный агрегат из строя, будучи при этом мелкими поломками. Давайте рассмотрим подробнее варианты, при которых возможен самостоятельный ремонт.

Конечно, для начала следует уточнить, из каких частей состоит стартер и как они взаимодействуют между собой. Итак, в комплектацию стартера входят следующие детали:

  • корпус;
  • статорная обмотка;
  • якорь;
  • бендикс (привод стартера);
  • втягивающее реле;
  • вилка;
  • щетки.

Работа стартера заключается в том, что при повороте ключа зажигания, на втягивающее реле подается нужное количество напряжения. Далее, происходит замыкание контактов реле, и напряжение подается на обмотку статора, возникает электродвижущая сила ( ЭДС ), создающая электромагнитное поле. В результате этого, происходит вращение якоря. Одновременно с замыканием контактов в реле задействуется втягивающая обмотка, что приводит вилку, выталкивающую бендикс в движение. Шестерня бендикса входит в сцепление с маховиком, что дает возможность запустить двигатель.

Причины поломки стартера

Теперь рассмотрим возможные неисправности и отказы, которые потенциально могут возникнуть в стартере: все то, что способно помешать выполнению заложенных в него функций.

1. Довольно распространенной причиной, которая провоцирует отказ работы стартера, является плохой контакт провода соединяющего обмотку статора стартера и втягивающее реле.

Данный дефект устраняется довольно просто, хотя многие владельцы автомобилей игнорируют данную проблему. Это может привести к тому, что полностью выйдет из строя втягивающее реле. Здесь важно помнить, что данная часть стартера выдерживает большие нагрузки. А так как клемма выполнена из меди, при запуске агрегата происходит местный нагрев, который увеличивается тем больше, чем дольше проводится запуск. Подобная ситуация может привести к тому, что поступающий ток расплавит контакты и вызовет различные неисправности.

2. Следующая по степени распространенности причина, способная вызвать поломку стартера является плохой контакт провода, проводящего питание от аккумуляторной батареи к агрегату.

Хотя причина и устраняется довольно просто, как правило, многие водители о ней забывают и начинают искать поломку в самом стартере. Конечно, при таком подходе, агрегат, даже после проведения ремонтных работ, двигатель запускать не будет, так как проблема заключается не в нем, а в некачественной заделке провода.

3. Отказ стартера при запуске двигателя может спровоцировать и такая причина, как недостаточная затяжка крепления стартера к двигателю.

Данный дефект также поддается самостоятельному ремонту. Здесь необходимо дотянуть гайки до полного упора.

4. Износ втулок стартера также может стать причиной отказа работы агрегата. Такая проблема возникает при длительной эксплуатации данного элемента, без проведения своевременной профилактики.

Конструкция стартера такова, что расположенный в нем якорь вращается во втулках. Эти детали выполняются из металлографитного сплава и необходимы для защиты вала якоря от износа при вращении, а также, для защиты передней и задней части корпуса стартера. Длительная эксплуатация агрегата без проведения профилактических работ становится причиной того, что износ втулок приводит к поломке всего механизма. Для замены втулок особого мастерства не требуется, именно поэтому, данная процедура может быть выполнена водителем самостоятельно. Для устранения поломки необходимо всего лишь снять стартер с автомобиля, разобрать его и впрессовать втулки в место их расположения.

5. Причиной неисправности агрегата может стать износ или поломка зубьев шестерни бендикса. Такой вариант считается достаточно редким, но все же, и он встречается.

Поломку, связанную с износом шестерни бендикса устранить не сложно. Для этого стартер следует разобрать, после чего заменить неисправный бендикс на новый.

Кроме перечисленных выше причин, способных спровоцировать отказ в работе стартера, существуют и более серьезные. Если после самостоятельной проверки причина неполадок в работе стартера не была обнаружена — рекомендуем доверить дальнейшую проверку профессионалам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.