Чем и как подшить фронтонный свес крыши: элитные и бюджетные варианты подшивки

Хорошее решение: важные схемы

Фронтонный свес кровли может быть решён по разным конструктивным схемам:

    Фронтон размещается выше крыши. Традиционное решение в архитектурном стиле, при каком фронтон подымается над уровнем кровли. Данный прием дает возможность создать впечатление парадности и большей массивности большого фронтона. Стена фронтона изолируется сверху покрытием для крыши, зачастую это металл листовой, объединяемый внахлест или при помощи фальца. Стык отвесной плоскости внутренней стороны фронтонной стены и покрытия для кровли аккуратно гидроизолируют.

В данной развитой двухскатной кровле три фронтона и три свеса естественно
Фронтон устраивается наравне с кровлей, свес отсутствует. Это решение более свойственно для архитектуры в актуальном минималистическом стиле.

Отсутствует не только фронтонный, но и карнизный свес. При подобном решении большое внимание следует выделить конструкции водоотвода с кровли
Свес сформировывается обрешеткой кровли. Очень простое и недорогое решение. Система стропил не выводится за пределы фронтонных стен, выпускается только каркасная рама. Это решение более подойдет для лёгких материалов для кровли: асбестоцементных листов, еврошифера, металлической черепицы, гибкой черепицы
из окисленного битума. Каркас из рамы (брусок или дощечку) вешают снизу, а торец кровли закрывают профилем из металла или комплектным кровельным щипцом. Консольный свес не выполняют очень уж большим чтобы не было прогиба. В основном, его глубина не будет больше полуметра.

Шале в альпийском стиле имеют по традиции большие свесы, помогающие обезопасить стены из дерева от влияния непогоды

Если кровля оснащается ливнестоком, часть находящаяся внизу свеса ближе к карнизу имеет добавочный каркас для крепежа крюков желоба.

Подобным образом можно подшить часть находящейся снизу свеса, чтоб прикрепить ливнесток и обеспечить переход на горизонтальную зашивку свеса карниза.
Свес создается вместе со стропильной системой. Стропильный брусок ставится не только в пределах стен дома, но и выходит за пределы фронтона. Крайняя стропильная нога является опорой для основания крыши (обрешетки или сплошного настила), ее вынесение опредиляет глубину свеса. Чтобы опереть внешние стропилины, за пределы стен выносят несущие детали кровли: сильный мауэрлат, опорный коньковый и переходные брусы. Конструкция такого рода очень надежна и дает возможность организовывать существенный вынесение свеса даже на кровлях с тяжёлым покрытием для крыши (керамическая и бетонная черепица, настоящий шифер).

Две пары размещенных вне границ стен стропильных ног опираются на выдвинутые вперед коньковый опорный брусок и верхний венец деревянного дома из бруса. Вылет кровли примерно метра, крыша тяжёлая — бетонная черепица

Для лёгких видов крыши и сравнительно маленьких свесов порой применяют другую систему. Взамен стропильной ноги ставят карнизную дощечку, имеющую высоту стропильного бруска, но более тоненькую и лёгкую. Объединяют ее перекладинами с крайней стропильной ногой и делают фиксацию дощечкой нижнего, свеса карниза. Решение меньше надежное и совсем не более экономичное по расходу древесины и трудозатратам.

Вариации свеса, при каких карнизная дощечка закрепляется перекладинами

Конструкции фронтальных свесов

Давайте начнем с понятия фронтальный свес – это продолжение элементов ската крыши, обрамляющий торцевой фронтон по бокам и в заключительной стадии переходящий в карниз.

Строительные нормы не регламентируют ширину свеса, обычно она составляет от 40 см. до 70 см.

Конструктивные решения можно выполнить следующим образом:

  • Свес формируется за счет обрешетки кровли. Это самый экономичный способ. Просто при монтаже обрешетки, стропила удлиняют на 30-50 см над торцевой стеной.

Такой конструктивный способ применяют для легких кровельных покрытий (мягкая кровля, европейский шифер, металлическая черепица). Так же есть ограничения по ширине свеса, не больше 50 см. Если сделать ширину больше, то кровлю покоробит и изогнет из-за большой нагрузки на стропила.

  • Способ, при котором фронтонный свес отсутствует. Это когда фронтон расположен на одной высоте с крышей. Присуще постройкам в стиле минимализма.

  • Свес выполняют параллельно стропильной конструкции.Стропила устанавливают как внутри крыши, так и снаружи фронтона кровли. Стропильная нога играет роль фундамента для обрешетки, кровли.

Для усиления свеса, выносят промежуточные брусья, и опорные коньки которые относят к несущим элементам крыши. Такая схема позволяет делать большой вынос свеса.

Применяют на крышах с тяжелым кровельным покрытием (бетонная черепица, шифер, керамическая черепица).

Технология возведения

Сложность изготовления фронтона крыши невелика, их выполняют своими руками даже малоопытные мастера. Основная особенность процесса – необходимость налаживания строительных лесов, без которых в этом деле никак не обойтись. Если вас не пугают высотные работы, то выполняйте их согласно следующей технологии:

  1. Установите леса так, чтобы с них удобно было доставать до всех участков будущего фронтона дома. Помните об опасности работ на высоте, используйте каску, страховку и помощь напарника.
  2. На верхнюю часть стены с помощью анкеров или шпилек установите мауэрлат из бруса 100х100 мм. Он будет служить основой для каркаса.
  3. С помощью мерной ленты или рейки найдите середину будущего фронтона. Возьмите две доски, закрепите их на концах мауэрлата гвоздями так, чтобы они сходились над этой точкой, образуя треугольник. В верхней части доски между собой стяните металлическими скобами.
  4. Чтобы укрепить это заготовку для каркаса, нужно примерно на половине высоты фронтона закрепить горизонтальную схватку. После чего треугольная конструкция примет вид большой буквы А.
  5. Далее каркас укрепляется вертикальными досками, приколачиваемые с шагом 50-60 см. Заметим, что ели на фронтоне дома планируется установка окон, то под них нужно оставить проемы, ограничив балками каркаса.
  6. Когда каркас готов, на него приколачивают обрезные доски, предварительно ошкуренные и обработанные антисептическим составом. Можно сразу напилить дерево в размер, можно оставлять с боков неопилённые концы, подравняв на заключительном этапе.
  7. После завершения зашивки каркаса досками их можно покрасить, утеплить или облицевать декоративными панелями.

Отделка фронтона своими руками с помощью дерева – самый простой и экономичный вариант. Однако учтите, что срок службы такого материала без дополнительной обработки всего 10-15 лет. Чтобы защитить деревянную фронтонную стену, нужно обрабатывать ее антисептиком глубокого проникновения или комбинированным покрытием 1 раз в 5-6 лет.

Варианты подшивки ↑

В принципе подшивка свесов крыши выполняется любым удобным методом. Но при ближащем рассмотрении все их можно объединить в две техники.

Один из вариантов подшивки – непосредственно по стропильным элементам. Основным требованием при этом является расположение открытых концов стропильных ног в единой плоскости.

    Данный способ подходит для крыш с углом наклона не более 30˚, вынос свеса которых не превышает 0,4–0,5 м. Подшивочные планки набивают на основу деревянных деталей, прибитую к стропилам. Обшивать основу можно и вдоль, и поперек. Монтаж начинают с установки и крепления начальной и последней планки обшивки. Затем между ними натягивают строительную нить и, соблюдая выверенный уровень, выставляют остальные. При подшивке угла двух скатов планки должны быть закреплены к угловому стропилу с обеих сторон.
Читайте также  Баня с беседкой под одной крышей

Горизонтальная подшивка свесов кровли используется на крутых скатах. Монтаж карниза крыши проходит достаточно быстро.

    Из деревянных брусьев сбивают коробку, которую крепят к прилежащей стене и основанию крыши, причем настенный брус необходимо расположить на 1 см выше, чем брус, прикрепленный к нижнему участку стропильных ног. Таким образом сохраняют наклон, необходимый для стока воды, попавшего благодаря ветру внутрь карниза. Чтобы обеспечить жесткость конструкции короба, крепление брусков шурупами дублируют дополнительным крепежем на пластины из металла и уголки. Затем приступают к его подшивке каким-нибудь удобным материалом.

Какими материалами допускается обшивать карнизы

Для подшивания карнизных свесов можно применять различные варианты. Для любого из них предъявляются требования к надежной защите, возможности теплоизоляции, защитным свойствам от осадков, а также возможности проветривания.

Помимо этих задач используемые варианты не должны терять своих начальные свойства длительное время.

Свесы крыши могут подшиваться следующими материалами:

Профнастил. Это, по сути сталь, обладающая защитным полимерным покрытием, которым обеспечивается защита металла. К тому же оно позволяет подобрать необходимый цвет.

Стальная основа создает требуемую устойчивость к механическим и температурным влияниям.

Вентиляция происходит используя зазоры, создаваемые волнами листов. Можно заказать изготовление листов требуемого размера. За счет этого можно понизить траты времени и средств во время подшивки.

Софиты. Это пластмассовые панели, производимые для обработки карнизов. Очень распространенный вариант. Схож с сайдингом, но обладает большей толщиной. К тому же имеется перфорация, созданная для вентилирования. Дополнительно в состав пластика включаются частицы, защищающие его от воздействия ультрафиолета, что делает его более стойким.

Софиты устанавливаются в перпендикулярной плоскости карниза, а не вдоль, как профнастил.

Деревянная вагонка. Так как материал эксплуатируется под воздействием различных погодных явлений, выбирать его следует со всей внимательностью, контролируя качество.

Стоит контролировать также толщину. Ее не следует выбирать слишком тонкой. После этого следует проверять уровень влажности – не должно быть повышенного содержания влаги, но и пересушенная тоже не очень хорошо. Оптимальной является вариант, который хранится на протяжении от 1 месяца на открытом пространстве с влажностью аналогичной окружающему воздуху.

Строганные или обрезные доски. Подбирается толщиной до 2 см. Должна набиваться, с зазором до 1,5 см. Главным достоинством является то, что обеспечивается качественный уровень вентиляции по всей плоскости крыши и внутренних пространств.

ПВХ вагонка. Является самым экономичным материалом. Следует подбирать с влагостойкими свойствами.

Зачем подшивать карниз

Эстетическая составляющая облицовки, безусловно, важна, но кроме нее карнизные свесы выполняют и важную практическую функцию:

  • В подавляющем большинстве кровлю сейчас принято утеплять, и если кровельный пирог по краю не прикрыть лобовой планкой, то он останется беззащитным перед капризами природы и начнет активно разрушаться, особенно это касается утеплителя;
  • Лобовая доска, которая накрывает лобовую планку и также считается частью карнизной конструкции, является основой для системы отливов, в большинстве случаев отливы крепятся как раз на нее, так проще;

Обшивка карнизного свеса исполняет роль фильтра в системе вентиляции кровли.

  • Вентиляция подкровельного пространства идет снизу вверх, соответственно в наклонных кровлях воздух заходит через карнизный свес, а выходит в районе конька. Грамотно устроенный карнизный свес исполняет роль своеобразного фильтра, не пуская под кровлю мусор и лишнюю влагу;
  • И наконец, птицы, насекомые и прочая живность часто строят свои жилища именно под кровлей и, закрывая свесы, вы продляете жизнь своей крыше.

Подшив карнизов крыши – зачем это нужно

Грамотно спроектированный карнизный свес способствует циркуляции воздуха в чердачном пространстве. В случае, если свес плотно забить доской и не оставить пространства для поступления воздуха, вентиляция крыши осуществляться не будет.

Если же подшивку не делать – под кровлю беспрепятственно залетят птицы, насекомые, проникнут мыши, а стропила постоянно будут находиться под воздействием влаги от атмосферных осадков. Кроме того, ветер, при отсутствии защиты кровли, может сорвать кровельный материал при сильных порывах (при открытых карнизах крыша будет играть роль паруса).

Кроме функциональных преимуществ, подшитые свесы придают кровле законченный внешний вид, а правильно подобранный материал и цвет софитов будет подчеркивать красоту строения.

Понятие фронтона и его разновидности

Фронтоном именуется простенок между скатами крыши. В случае двускатной крыши она имеет треугольную форму. Фронтонной стеной называют всю стену, которая венчается фронтоном. Свою форму элемент имеет в зависимости от примененной стропильной системы. Рассмотрим его основные виды:

  • Треугольный образуется при односкатной, двухскатной и вальмовой крышах;
  • Полукруглый встречается, если крыша имеет вид арки;
  • В домах из сруба имеется самцовый фронтон, продолжающие стену под ним;
  • Ступенчатый вид представляет своего рода лестницы, которые сходятся на вершине;
  • Трапециевидный характерен для ломаных и полувальмовых кровель, для которых характерен излом скатов;
  • Разорванные фронтоны редко встречаются в частном строительстве. Они характерны для особняков, так как несомкнутая верхушка заполняется капителью или статуей.

Зашивка фронтона крыши, в принципе, не является строго обязательной процедурой. Но если планируется обживать пространство под крышей, то от качественного выполнения данной операции будет зависеть сохранение тепла в помещении. Даже при строительстве холодной крыши без утепления качественный фронтон будет препятствовать тому, чтобы теплый воздух покидал чердак и замещался холодным. Немаловажен этот элемент и при сильном ветре: он не позволит стихии сорвать и разрушить кровлю.

Материалы для подшивки

Доска строганная или обрезная

Ширина доски – от 5 до 25 см, толщина – от 1,7 до 2,2 см, желательно из дерева хвойных пород. Прежде чем использовать доску в качестве обшивки, необходимо ее подготовить. Около месяца выдержать на открытом воздухе, но под навесом, чтобы не попадал дождь. Отлежавшись она приобретет нужную консистенцию: не будет слишком сухой или слишком влажной. В ином случае ее покоробит, что нарушит конструкцию свесов. Перед монтажом обрабатывают антисептиком и покрывают лаком или краской.

Для вентиляции между досками оставляют зазор 1-1,5 см. Если доски прибиваются параллельно стене, то крепление ставится через 1 метр. Если перпендикулярно – крепят с двух сторон и по середине при ширине свеса более 45 см.

Вагонка деревянная

Для подшивки подойдет влагостойкая вагонка. Вагонка — это та же доска, только обработанная, поэтому ее также можете покоробить. Чтобы этого не случилось оставляют на месяц отлежаться на открытом воздухе. Монтируется вагонка аналогично доскам, только без оставления зазоров. В данном случае используют специальные вентиляционные решетки. Их заранее врезают в короб.

Водостойкий сайдинг из ПВХ

Как правило, вместе с покупкой сайдинга для обшивки, будет предложен комплект всех необходимых для монтажа элементов: полосы для отделки краев, крепежные уголки для соединения планок, вентиляционные решетки.

Планки сайдинга крепятся перпендикулярно стенам. Вдоль карниза не рекомендуется, так как в отличие от дерева сайдинг не обладает достаточной прочностью и в процессе эксплуатации быстро прогнется. Количество мест крепления зависит от ширины свеса, обычно от до четырех штук.

Читайте также  Мансардная крыша конструкция

Профлист

Для подшивки свесов подойдут профлисты с высотой волны от 0,8 до 2 см. Удобство этого материала в том, что его можно укладывать сразу большим отрезком.

Листы крепятся параллельно карнизу. Стыки обшивки и стены закрываются изнутри внутренним углом, снаружи лобовой планкой. В местах соединения двух профлистов устанавливается наружный угол. Для вентиляции между листами оставляют зазор 0,6-1,2 см. Также используют специальные вентиляционные решетки.

Металлические листы

Это может быть оцинкованная сталь, алюминий или медь. Толщина листа – 0,6-0,8 мм, длина может доходить до 6 м. Листы укладываются по длине свеса. Места отрезов стальных листов обрабатывают антикоррозийным средством. Для медных и алюминиевых этого не требуется, так как они не подвержены коррозии. Для вентиляции используют либо вентиляционные решетки, либо вставляют перфорированные куски листового металла. Для работы с листами требуется специальный режущий инструмент.

Водостойкая фанера или плиты ОСП

Высокая жесткость фанеры и плит ОСП позволяет прикручивать ее цельными кусками. Крепления делаются через каждый 1-1,2 м. В короб врезаются вентиляционные решетки. Имеет не очень презентабельный внешний вид, поэтому рекомендуется окрасить после монтажа.

Софиты

Пожалуй, единственный материал, который специально разработан для подшивки свесов. По сути это те же доски или пластик, только уже обработанные и подготовленные для монтажа с учетом всех необходимых параметров. Существует большое цветовое разнообразие, разные фактуры и формы софитов, поэтому их можно подобрать к любому дизайну. Специально для карнизных свесов выпускаются софиты с перфорацией, с частичной перфорацией, для боковых фронтонных свесов – сплошные. Также есть одинарные, двойные и тройные софиты для различных конструкций свесов крыши.

Помимо самых софитов в комплекте присутствуют дополнительные элементы, необходимые для монтажа обшивки: лобовые планки (или фаски), J-образный профиль с пазами, финишные планки.

Монтаж простой. Можно обойтись без команды специалистов. Софиты отрезаются по нужной длине. Крепятся перпендикулярно стене. Для крепления используется профиль с пазами.