Ручная барабанная лебедка своими руками: этапы сборки, основные детали

Ручная барабанная лебедка своими руками: этапы сборки, основные детали

Кто из автовладельцев в одиночку или с пассажирами, которые не в состоянии оказать действенную помощь, не попадал в ситуации, когда заканчивается дорога? Вот тут и задумаешься о лебедке. Как хорошо, когда она под руками. А ведь не всегда в этом случае нужно иметь исключительно высокотехнологичный механизм, чтобы решить проблему даже в одиночку.

Рассмотрим варианты простых и самодельных лебедок. Но только сразу оговоримся, что в этой статье речь пойдет о лебедках, создаваемых для облегчения жизни именно автолюбителям.

Ручная барабанная лебедка своими руками

Виды лебедок

Тем, кто хоть раз поднимал ведро воды из колодца, уже знаком принцип действия лебедки. Это приспособление предназначено для таких задач как подъем или перемещение грузов. В ее конструкцию входит барабан или шкив для грузового каната, механизм привода с промежуточными передачами, тормозное устройство и опорная станина. По назначению различают лебедки тягового типа (для перемещения груза в горизонтальной плоскости) и подъемного.

Лебедки применяются для многих целей – это может быть швартовка судов, подъем якорей, состоящие в большом числе машин лебедки. Ручная лебедка, собранная своими руками, станет удобным решением в строительстве дачного дома.

Чертежи ручной лебедки

Чертежи конструкции данной ручной лебедки отличаются обзорным характером, поскольку размер червячной передачи зависит от того, с какой геометрией используется применяемый вал, а также шестерня глиста.

Конструкция состоит из таких элементов:
• шестерен глиста;
• вала намотки троса;
• латунной втулки;
• корпуса;
• ручки.

Шестерни глиста

Эту часть нужно подбирать, учитывая расчетную грузоподъемность лебедки. Ориентируясь на размеры и предложенную схему, мы можем сделать простой механизм для подъема груза.

Вал намотки троса

Это может быть цельная конструкция, или сваренная из нескольких элементов.

Латунная втулка

За счет латунной втулки вал при вращении скользит. Такой вариант конструкции подходит, чтобы выполнять временные работы. Для постоянного использования механизма вместо втулок применим подшипники качения. За счет этого конструкция станет более сложной и вместе с тем более дорогой. Если потребуется, по мере того, как втулки будут вырабатываться, они могут быть заменены. Это станет более дешевым решением.

Корпус

Для изготовления берем гнутый стальной неравнополочный швеллер ГОСТ 8281-80 и листовой металл ГОСТ 19903-74. В нашем случае корпус создан из швеллера 200х50х30х4 мм и листового металла толщиной 4 мм. В корпусе используется длинный и короткий швеллер, для скрепления которых использована левая и правая пластина, и болтовое соединение М8.

Ручка

Чтобы сделать ручку, использован металлический фрагмент и деревянная вставка. Для крепления ручки к валу применен штифт 10х36 ГОСТ 3128-70.

Пошаговое описание сборки

2. На втулки одеваются пластины из металла.
3. Пластины из п. 2 крепятся на длинный швеллер при помощи:
• болтов DIN933;
• пружинных шайб ГОСТ 6402-70;
• гаек ГОСТ 5915-70.

Размер крепежа для резьбы М8.

4. На вал намотки вставляется шпонка и насаживается шестерня, после чего одевается металлическая втулка.
5. С двух сторон вала намотки надеваются втулки из латуни.
6. Со стороны шестерни вал вставляется в длинный швеллер.
7. С другой стороны шестерни на втулку из латуни надевается короткий швеллер и крепится на пластины с помощью болтов, пружинных шайб и гаек М8.

Для уменьшения нагрузки на барабан лебедки нужно использовать систему блоков (полиспастных механизмов).

На изображениях можно увидеть, что с использованием полиспастных механизмов нагрузка на барабан снижается в 4 раза.

Изготовление своими руками

Кроме возможности приобрести готовые изделия, при наличии элементарных навыков работы с инструментами может быть сделана лебедка своими руками из подручных материалов. С этой целью сначала требуется подобрать подходящий чертеж агрегата. По конструкции таких устройств в них могут использоваться все детали, создаваемые также самостоятельно. В процессе выбора чертежей важно учитывать условия, где будет происходить применение готового агрегата.

При установке лебедки в автомобиль (к примеру, в багажник), важно просчитать дополнительную нагрузку, которая будет оказываться на элементы кузова машины. При необходимости применять устройство в северных регионах, важно использовать качественные типы металла. В противном случае это может стать причиной поломки агрегата в неподходящий момент.

Из чего можно сделать лебедку

С целью самостоятельного создания тягового устройства требуется иметь следующие детали и инструменты:

  1. В качестве рамы стоит взять прямоугольную трубу.
  2. Лист стали, чья толщина составляет 5 мм.
  3. Собранный редуктор.
  4. Ступицы, которые используются для вала.
  5. Сам готовый вал либо же труба, имеющая круглое сечение.
  6. Сварочный аппарат для соединения элементов.
  7. Гаечный ключ.
  8. Электроинструмент, имеющий шлифовальный диск.
  9. Шпильки, имеющие длину порядка 25 см.

Чертеж барабанной лебедки

При этом по типу силового элемента лебедки могут быть выполнены:

  • из стартера от машины;
  • из шуруповерта бытового типа;
  • или из рулевого редуктора автомобиля.

Процесс изготовления

После подготовки чертежей, инструментов и деталей, стоит разобрать, как сделать лебедку своими руками:

  1. Сначала создается рама, для чего у подготовленной трубы проводят обрезку концов таким образом, чтобы их углы составляли 45 градусов. После этого их сваривают между собой, чтобы соединение создавало угол 90 градусов.
  2. С целью создания барабана применяется стальной лист, из которого делается сразу несколько дисков диаметром по 30 см.
  3. Дальше в них вырезается по 7 отверстий: 1 по центру (соответствующий диаметру вала), а остальные 6 с шагом в 7 см от центрального.
  4. Выполняется крепление дисков заранее подготовленными шпильками, которые фиксируется гайками +контргайками.
  5. Крепится вал, концы которого соединяются с рамой посредством ступиц.
  6. Дальше монтируются звездочки либо же зубчатые колеса.
  7. Устанавливается барабан, к которому подключается редуктор и устанавливается цепь, через которую они соединяются.

В конце следует закрепить трос на валу, а после намотать его на барабан. Если агрегат будет применяться для установки на машину, то также создается специальные крепления. Хотя обычно в таких случаях используется электрическая лебедка для автомобиля.

Сегодня при наличии минимальных навыков работы с инструментов можно самостоятельно собрать ручную лебедку. Для этого важно подготовить чертеж, при возможности изучить видео с инструкциями, а также подготовить инструменты. Процесс сборки различается в зависимости от типа собираемого устройства.

Конструкция изделия

Для того чтобы изготовить самодельную лебёдку, следует для начала ознакомиться с перечнем основных деталей, которые используются для её изготовления. Основными элементами устройств, сделанных своими руками можно назвать следующие детали:

  • барабан с тросом;
  • двигатель;
  • редуктор;
  • основа (шасси).

Перед тем как начать сборку, следует всё для этого подготовить. Для начала рекомендуется разобраться со всеми нужными чертежами и электрическими схемами. В этом деле лучше не полагаться на свою память или пускать всю работу на самотёк. Затем нужно подготовить рабочее место и все инструменты, которые понадобятся в процессе работы.

Лебедка для вспашки электрическая своими руками

Самодельная лебёдка создана для облегчения тяжелого ручного труда при обработке почвы и может заменить любой мотоблок или мотокультиватор. С его помощью можно перепахивать землю под грядки, сажать бороновать, окучивать, выкапывать картофель.

Читайте также  Флюс для кузнечной сварки

Лебедка сельскохозяйственная позволяет осуществить полный цикл обработки почвы при выращивании картофеля. Агрегат способствует сбережению и поддержанию плодородия почвы, что ведет к получению максимального урожая.

В далеких 90-х годов была создана лебедка для вспашки на основе двигателя от бензопилы «Урал», «Дружба», она служит верой и правдой до сих пор. Изменения и доработки касались в основном плуга. На видео ниже хорошо видны эти изменения. Чертежи лебедки смотрите здесь. Постепенно пришла мысль создать электрический аналог. И вот, что получилось, смотрите видео и фото ниже.

Изготовлена лебедка — мотоблок из подручных материалов с использованием стандартных общедоступных деталей и обычных материалов (электрический двигатель 2.2 кВт 1500 об/мин, трубы , уголки, звездочки и цепи от мототехники).

Лебедка для вспашки электрическая

Двигатель используется трехфазный и подключен к однофазной сети 220 В. Этой мощности хватает для вспашки, окучивания, выкапывания картофеля. Если купить двигатель для однофазной сети, можно пахать целину. А в моей модификации для вспашки целины я использовал блок, который уменьшает скорость вспашки в два раза, но и увеличивает усилие.

Однофазный двигатель стоит более 10000 рублей. Речь идет о городе Смоленске, поэтому поставлен 3-х фазный. К тому же люди, которые сталкивались с перемоткой однофазного двигателя, сталкивались с большими проблемами. 3-х фазный двигатель на практике более надежный — может работать непрерывно годами.

Принцип работы с лебедкой сельскохозяйственной заключается в последовательном вспахивании земли с возвращением плуга в начало борозды. Работу желательно осуществлять вдвоем, но при необходимости возможно и одному. При этом возможно вносить удобрения (перегной) непосредственно в борозду.

Пашет даже дерн (целину). На первых порах использовался классический самодельный плуг с ручками, который требовал наличие начальных навыков пахаря и весил на пару килограмм больше модернизированного.

Лебедка электрическая и бензиновая

(колеса на лебедке используются только для транспортировки по участку)

Детали, которые необходимо выточить на токарном станке или купить в магазине мотозапчастей.

Технология изготовления лебедки

Каждый мастер разрабатывает и воплощает в жизнь свои разработки. Лебедка может быть изготовлена своими руками по следующей технологии.

  1. Сначала из толстого листа стали делается площадка, на которой будут базироваться все узлы и детали. Крепить к ней посадочные места под вал барабана лучше всего при помощи сварки.
  2. К металлической платформе монтируется барабан при помощи болтов, шайб и гаек.
  3. После установки барабана к его оси присоединяется редуктор. Механизм устанавливается так, чтобы первичный вал находился вверху. Результатом примерки становится приваривание кронштейна крепления.
  4. В верхней части редуктора устанавливается переходник, необходимый для монтажа стартера. Первичный вал оснащается шестерней с подходящим размером зуба. При включении стартера его вал с шестерней должен легко соединяться с редуктором.
  5. На следующем этапе все узлы лебедки окончательно закрепляются. К стартеру прокладывается электрическая проводка и монтируется пульт управления.
  6. Финишной работой будет очистка самодельной лебедки от пыли и масляных пятен. После этого устройство грунтуется и покрывается слоем краски.

Виды ручных лебедок

По сути, деление моделей на самодельные и заводские, импортные и отечественные – это классификации лебедок. Разделить их можно и по типу крепления.

Есть аппараты, фиксирующиеся на стенах, на земле и комбинированные. Но, основная классификация связана со строением, типом механизма лебедок:

№1 Рычажный механизм может работать без фиксации. Соответственно, не нужно искать основание, способное, как и лебедка, выдержать солидную нагрузку.

Плюсом, свободное крепление позволяет применять аппарат и по горизонтали, и по вертикали. Главный в конструкции рычаг. Он, запускает храповый механизм, вращающий вал лишь в одну сторону.

Минус конструкции – малая намотка троса на барабан. Более 6-ти метров в моделях класса не встретить. Зато, лебедка ручная рычажная – рекордсмен грузоподъемности. Именно среди аппаратов с рычагами встречаются тягающие по 10 тонн.

Такие лебедки солидны в размерах, применяются в промышленности, на стройках. Большинство же рычажных образцов миниатюрны, закупаются для бытовых нужд.

Подвидом рычажной лебедки считается монтажно-тяговая. В ней отсутствует барабан. Это делает модели компактными и снимает ограничение по длине каната. Встречаются предложения с 20-25-метровыми тросами.

Зажимаются они кулачками на корпусе. Расположены зажимы друг напротив друга, обеспечивая равномерную нагрузку на трос. Тот, в итоге, дольше служит. К тому же, есть функция блокировки кулачков рычагом.

Последний защищен срезным штифтом. Устройство совершеннее прочих рычажных лебедок, набирает популярность.

№2 Барабанный механизм работает только от опоры. Рассчитан на горизонтальное передвижение грузов. Если переместить их нужно под углом в 45 градусов, лебедка ручная барабанная крепится на высоте 15 сантиметров от земли.

Это минимум. Если передвигать груз предстоит под большим углом, аппарат поднимают на 65 сантиметров. Кроме опоры, работают рукоять, редуктор и барабан.

На последнем, как правило, десятки метров троса. Поэтому модели серии еще называют тросовыми. Вместо рычага движение задает вращающаяся рукоять.

Через редуктор она передает импульс на барабан, а тот задает тяговую силу. Если она чрезмерна, срабатывает стопор. Это обезопасит в моменты внезапного падения грузов. Они могут весить от 250-ти кило до 5 тонн.

Подклассификации лебедка ручная тросовая обязана разным типам привода. Наименее надежным считается :

-Червячный. В нем есть винтовая шестерня и основная. Последняя закреплена на барабане, вращается винтом. Механизм имеет автостоп и позволяет двигать груз в любом направлении, проще говоря, работает на реверсное движение. Радует и сила привода, компактность механизма. Но, плюсы перекрывает быстрый износ за счет активного трения в червячной паре. Снижая нагрузку, приходится постоянно смазывать ее. Без смазки червячные приводы часто клинет.

-Односкоростной шестеренчатый привод представляет большую шестеренку на барабане и рядом с ней малую передающую. Конструкцию еще именую зубчатой. Передаточное отношение высчитывается от количества зубцов на шестеренках. Ведущая из них монолитно скреплена с валом, а к нему фиксируется рукоять.

Если ее плечо длинное, для тяги нужно приложить минимальное усилие. Короткие рукояти заставляют попотеть. Зато, механизм надежен и долговечен, в горизонтали тягает по 2-3 тонны, а в вертикали несколько центнеров.

-Многоскоростной шестеренчатый привод. В таком несколько пар шестеренок. Учитывая, что каждая увеличивает коэффициент усилия в десятки раз, привод самый мощный. Но, скорость вращения барабана, свойственная при 1-ой паре шестерней, теряется.

Приемлемый ритм набирается с тяжелыми грузами от тонны весом. Если же задумано поднять ведро с гравием, процесс будет затяжным. Выручает функция блокировки шестерней. Можно застопорить определенные пары. Учитывая сие, цепная лебедка ручная с многоскоростным приводом – верх совершенства в своем классе.

Как видно, от нюансов строения лебедки зависит сфера ее применения. Есть даже отдельная классификация по назначению установок. Ее рассмотрим в отдельной главе.

Лебедки для автомобилей: виды

Лебедка очень часто играет роль механизма для подъема грузов. С ее помощью можно перемещать их посредством волока по горизонтали. Конструкция нужна не только для того, чтобы вытаскивать автомобили из грязи или песка, ведь есть разные ее виды, не только автомобильные, но о данном материале речь идет только о них.

Читайте также  Самодельная циркулярка из ручной дисковой пилы

Если вы планируете собирать такой механизм своими руками, то должны знать, что есть разные вариации, которые отличаются такими параметрами, как:

  • технические характеристики;
  • габариты;
  • особенности конструкции.

На основании этих параметров есть несколько видов лебедок. Так, некоторые из них бывают ручными и представляют собой очень простую конструкцию, собрать которую своими руками не составит труда. Также они легко устанавливаются, имеют компактные параметры и не требуют больших вложений.

Но, с другой стороны, ручные изделия – самые трудозатратные. Ведь их применение требует немало физических сил. С помощью такого механизма можно перемешать грузы весом до одной тонны, но есть и исключения. Такая разновидность универсальна, в пути происходят разные случаи, и она может всегда прийти на помощь, но если ситуация слишком трудная, то такая конструкция не всегда сможет выручить.

Лебедки механического типа

Механические конструкции работают за счет силы мотора. Такой вариант достаточно надежен, но для тех, кто активно путешествует по плохим дорогам, он подходит не всегда. При большой мощности конструкция достаточно габаритная. Такие самодельные конструкции очень редко устанавливаются на автомобили, которые изначально были без лебедок, другие же машины уже оснащены механическими приспособлениями.

Электрические и гидравлические лебедки

Наиболее популярными среди автомобилистов являются электрические лебедки. Они оснащены барабаном, вращение которого обусловлено электромотором, а он, в свою очередь, питается за счет автомобильного аккумулятора. При их использовании главное — не переборщить в плане энергии двигателя и не израсходовать ее до того момента, когда вы достигнете пункта назначения. Характеристики лебедки наиболее оптимальны во всех отношениях, с их помощью можно поднимать грузы весом свыше 4 тонн. Своими руками можно сделать лебедку даже для УАЗ, которая придет на помощь в трудных ситуациях.

Наиболее сложными в отношении конструкции являются гидравлические лебедки. Они оснащены такими приспособлениями, как:

  • бак;
  • насос;
  • приводной насос.

Ручная лебедка

Лебедка ручная своими руками конструктивно похожа на электрическую, благодаря чему можно придерживаться инструкции описанной выше, однако, вместо электрического двигателя необходимо присоединить рукоятку, которую придется вращать руками. Благодаря редуктору удастся существенно снизить нагрузку на человека, однако мощность такой лебедки все же будет определяться именно мускульной силой. Это стоит учитывать, если вы владете полноразмерным кроссовером или внедорожником.

Теперь вы знаете как сделать лебедку своими руками. Она имеет довольно простую конструкцию и легко изготавливается из распространенных и дешевых материалов, что позволит без лишних затрат изготовить даже временное решение, перед покупкой фирменного агрегата.