Красивые садовые дорожки из бетона: пошаговая инструкция

Красивые садовые дорожки из бетона: пошаговая инструкция

Любой садовый участок требует обязательного наличия обустроенных тротуаров. Бетонные дорожки — одни из наиболее популярных видов из этой категории ландшафтного дизайна.

Они не только несут эстетический момент, но и выполняют ключевую функциональную нагрузку. Сегодня мы поэтапно раскроем процедуру и особенности их обустройства, а также обсудим все нюансы, которые могут возникнуть при укладке своими руками.

Форма для плит

Форма, она же опалубка для садовых дорожек, это огромное разнообразие размеров и конфигураций. Нет никаких ограничений по выбору двух этих параметров, кроме здравого смысла. При этом выбранная вами конструкция может изготавливаться из пиломатериала в виде досок или реек, металла (стальная лента или уголок). Основное требование – форма должна быть разборной.

Количество элементов опалубки выбирается из расчета скорости заливки. Чем их больше, тем быстрее будет изготовлено требуемое количество бетонных плит.

Шестигранная форма из деревянных реек Источник aquagroup.ru

Подготовительная часть

Работы по обустройству начинаются с разметки. Её проводят традиционным способом с помощью колышков и бечёвки.

При планировании надо учесть, что для проведения монолитных работ на грунте «корыто» под дорожку должно быть немного шире самого полотна. Во-первых, необходимо место под опалубку, а значит, надо добавить с каждой стороны толщину доски плюс сечение подпорных колышков. Во-вторых, если предполагается установка бордюра или закладка вдоль дорожки лотков ливневой канализации, то надо учесть и их ширину.

На всём спланированном участке полностью снимают плодородный слой грунта. Строительным организациям СНиП III-10–75 (п. 1.6) предписывает этот грунт складировать в специально отведённом месте, защищать от выветривания и вымывания, чтобы он не потерял своих свойств. Частному лицу эту норму, конечно, можно не выполнять, но если почва хорошего качества, то её можно использовать для выравнивания участка или устройства клумбы.

Глубина корыта зависит от толщины гумусового слоя, типа подстилающего слоя грунта и его несущих способностей. С учётом минимальной высоты подушки (10 см утрамбованного песка) и «подземной части» монолитной ленты она начинается от 15 см. Для средней полосы России толщина плодородного слоя в большинстве регионов составляет около 20 см, для «тучных» почв — до 30 см. На практике приходится заглубляться больше чем на 15 см, а значит, подушку под бетон надо делать толще.

После окончания выемки грунта дно корыта хорошо уплотняют до тех пор, пока трамбовка перестанет оставлять углубления. Проверяют рейкой ровность основания, и при разнице высот более 15 мм на 2 м по продольной оси подсыпают грунт и трамбуют снова.

Толщина щебёночной подготовки зависит от глубины корыта. Главное назначение щебня — улучшение несущих способностей слабых грунтов. Но если плодородный слой небольшой, а подстилающий слой имеет высокое расчётное сопротивление (например, крупный песок или обломочный грунт), то щебёночная подготовка не нужна.

В принципе, слой щебня должен компенсировать заглубление ниже минимальных 15 см, но и маленьким он быть физически не может, хотя бы исходя из размера основной фракции (40–70 мм). Плюс к этим 70 мм надо добавить расклинивающий слой из фракции 5–10 мм. И хотя «расклинка» уйдёт в основном на заполнение пустот между крупной фракцией щебня, но какой-то объём она займет. Толщина щебёночной подсыпки будет не меньше 8–10 см. Щебень уплотняют, поливая водой, в три приёма. Делают это до тех пор, пока не исчезнет подвижность щебня под катком или трамбовкой. Ровность щебёночной подготовки должна быть не хуже, чем у основания.

Затем засыпают и трамбуют слой песка, поверх которого стелют в качестве прокладки полиэтиленовую плёнку.

В советских нормативных документах не указывается на обязательность разделительного слоя. Например, в п. 3.16 СНиП III-10–75 указано, что монолитные бетонные покрытия устраивают на песчаном основании, а обязательность гидроизоляционного слоя присутствует только для условий вечной мерзлоты в качестве прокладки между основным и насыпным грунтом. В другом стандарте (СНиП 3.06.03–85) гидроизолирующий слой стелют на основной уплотнённый грунт, поверх которого укладывают слои «дорожной одежды» (п. 5.4).

Обязательность разделительного слоя перед монолитным цементобетонным покрытием появилась позже, в СТО НОСТРОЙ 2.25.41–2011 (п. 8.1.1.4). Основное назначение плёнки, чтобы влага из смеси не уходила в песок, то есть, создать условия для правильной гидратации бетона.

1. Грунт. 2. Щебёнка. 3. Песчаная подушка. 4. Бордюр. 5. Армирующая сетка. 6. Бетон. 7. Слой гидроизоляции

После этого выставляют опалубку и проводят армирование. Расстояние от полиэтиленовой плёнки до армирующей дорожной сетки — не менее 3 см (это минимальный слой для закрепления арматуры в бетоне).

Красящие составы

Не каждая краска для этого подойдет – необходимо создать стойкую к солнцу и воде покрытие, с чем могут справиться:

  • морилка для бетона;
  • резиновая эмаль;
  • эпоксидные и акриловые краски;
  • полиуретановый лак.

Окрашивание морилкой

Для покрытия бетонной поверхности необходимо использовать специальную морилку для этого материала. Существуют растворы с интенсивным или полупрозрачным цветом. По действию они аналогичны краскам для дерева – только придают оттенок, позволяют получить имитацию благородного мрамора и других горных пород.

Морилка – жидкий раствор, при нанесении проникает в глубину бетона через микропоры. Средство на химической основе вступает во взаимодействие с компонентами бетонного камня, стойко пигментируя его. В результате получается устойчивое к влажности и загрязнениям покрытие с улучшенным качеством поверхности. Для получения хорошего результата покрыть дорожку придется 2-3 раза.

Также морилка может выступать в качестве грунтовочного покрытия под пигментированную краску с более высокой плотностью.

Резиновая краска

Окрашивание бетонных дорожек резиновой краской – это способ создания эластичного покрытия, устойчивого к воздействиям любого типа. Не зря ее используют для покрытия пола в гаражах с интенсивным движением людей и транспорта.

Эластичность резинового покрытия не позволяет краске быстро истираться под нагрузкой любой интенсивности. Срок службы на садовых дорожках может достигать 10 лет.

Эпоксидные и акриловые краски

Мы объединили эти составы в одну группу из-за похожести их свойств:

  • образуют эластичное покрытие на бетоне;
  • не проникают глубоко в структуру камня, поэтому требуют нанесения в 2-3 слоя;
  • имеют аналогичный срок службы – 2-5 лет;
  • краски с глубоким цветом и широкой палитрой;
  • не теряют цвет под солнцем долгое время.
  • удобные в нанесении растворы.

Краски на основе искусственных и натуральных полимеров продаются в разных тарах в любых строительных магазинах, поэтому приобрести их не составит труда.

Полиуретановые лаки

Лаковое покрытие из полиуретана образует полупрозрачный защитный слой на бетонной дорожке. Лак может быть прозрачным или пигментированным, подходит для покрытия окрашенного слоя для продления его срока службы.

Средство также можно использовать для защиты бетона, в состав которого до укладки был введен пигмент.

Технология изготовления дорожек из бетона

Подготовка основания — первый этап в обустройстве бетонных дорожек связан с подготовкой основания. Для этих целей сначала производится разметка дорожек, после чего следует снятие дёрна и выравнивание основания. При этом учитывают будущий уклон дорожек, если он необходим.

Читайте также  Ампер в квт

Подушка из песка — чтобы дорожки из бетона не просели, необходимо предусмотреть песчаную подушку под них, с тщательной утрамбовкой. Однако ещё перед этим, рекомендуется постелить на землю в месте укладки дорожек, геотекстиль или рубероид. Далее нужно засыпать песчаную подушку и тщательно её утрамбовать.

Армирование — в ряде случаев отказываться от армирования бетонных дорожек не стоит. Армирование осуществляется металлической сеткой или тонкими арматурными прутьями.

Заливка дорожек — на заключительном этапе осуществляется заливка дорожек раствором. Рекомендуется использовать цемент не ниже 500 марки, который смешивается с песком (1 к 3). При этом толщина дорожек из бетона не должна быть менее 5 см, а если дорожки будут подвергаться серьёзным нагрузкам, то лучше всего предусмотреть их толщину в 7,5-10 см.

Общие положения

Почему именно бетонирование? Давайте рассмотрим, в чем преимущества сего решения.

Достоинства

  • Очень высокая стойкость к механическим воздействиям и износу. Одно из важнейших качеств уличного покрытия. В данном случае стоит помнить, что обработать бетонную поверхность можно только инструментом с алмазным напылением.

Алмазное бурение отверстий в бетоне – единственный способ пробить столь прочное покрытие

  • Водостойкость. Не впитывает влагу, не страдает от процессов гниения и коррозии, спокойно переносит выпадение любого количества атмосферных осадков. Допускается мытьё напором воды.

Цементное покрытие под дождём

  • Простая инструкция проведения монтажных работ. Вы вполне сможете справиться самостоятельно без привлечения к этой задачи высокооплачиваемых специалистов.

Оригинальная садовая дорожка из бетона своими руками

  • Приемлемая цена реализации. Бетонирование выйдет намного дешевле, чем укладка натурального камня или тротуарной плитки.
  • Привлекательный внешний вид. С первого взгляда может показаться, что бетон не сможет вас ничем удивить, кроме унылой серой глади, но использование некоторых приёмов позволит добиться невероятной эстетичности и разнообразия.

Фото привлекательного покрытия из бетона и травы

  • Долговечность. Дорожки из железобетона прослужат вам не один десяток лет.

Преимущества и недостатки

Самодельные цветные бетонные дорожки на даче — один из самых популярных вариантов обустройства участка, который благодаря уникальным свойствам материала занимает лидирующие позиции. Из достоинств бетона следует выделить:

  1. Высокая прочность бетонной плиты и долговечность ее эксплуатации;
  2. Легкость создания простых самодельных дорожек из бетона, где не требуется особых навыков в строительстве и тяжелой техники;
  3. Невысокая стоимость, с которой не может сравниться натуральный камень или плитка;
  4. Сопротивляемость негативным погодным факторам, а также резкому перепаду температур;
  5. Пластичность бетонного раствора, что позволяет создавать в саду интересные дорожки любых форм и размеров;
  6. Легкость ремонта. Чтобы отремонтировать дорожку, нужно обработать трещину грунтовкой и замазать бетоном, а более серьезное повреждение можно отремонтировать, сняв кусок плиты и залив бетон заново;
  7. Возможность украшения дорожек методом добавки различных компонентов в смесь перед заливкой, либо применением декоративных форм.

Однако использование бетона имеет и недостатки:

  1. Если залить бетон на неустойчивое основание без песчаной подушки, он может треснуть;
  2. В случае перепланировки приусадебной зоны демонтаж дорожек своими руками — чтобы убрать или отремонтировать их — без специальной техники будет проблематичным;
  3. Необходимость сооружения опалубки и тщательной подготовки основания увеличивает трудоемкость и затраты на работу по цементированию.

Приготовление и укладка бетона

Заливка бетона производится в следующей последовательности:

  1. Чтобы сделать полотно садовой дорожки с малыми затратами, его заливают раствором цемента и песка в соотношении 1:3. Надежное покрытие делают из бетона, который готовят из расчета 2,5-3,5 части песка и 4-6 частей щебня на одну часть цемента марки М500. Для повышения устойчивости бетона в него добавляют пластификатор. Если у Вас есть бетономешалка, то в нее сначала заливают 80% необходимой воды, затем включают и загружают последовательно цемент, песок и щебень. Добавляют воду по необходимости. Перемешивание длится не более 5-7минут. В домашних условиях раствор для дорожки можно изготовить в том же порядке, используя корыто.
  2. Заливка дорожки может быть выполнена прямо из бетономешалки, если она установлена рядом. В противном случае раствор доставляют ведрами.
  3. Во время бетонирования из раствора удаляют воздух, простукивая опалубку и протыкая бетон.
  4. Поверхность выравнивают правилом.
  5. После появления воды бетон разглаживают гладилкой. С целью упрочнения покрытия его можно «пожелезнить», то есть зацементировать. В этом случае поверхность дорожки посыпают тонким слоем цемента и заглаживают.
  6. В регионах, где случается мороз, чтобы забетонировать дорожку без трещин, следует обустроить температурные зазоры. Для этого с шагом два-три метра на дорожке рекомендуется обустроить поперечно несколько слоев рулонной гидроизоляции.
  7. Залитый бетон укрывают полиэтиленовой пленкой на время отверждения раствора. В первые дни дорожку необходимо поливать водой для обеспечения реакции отверждения цемента.
  8. Пользоваться дорожкой можно через 5-10 дней заливки.

В заключение

Самостоятельное изготовление бетонных плит обходится значительно дешевле промышленно изготовленных изделий. Дизайн дорожек определяется формой, которую вы создаете самостоятельно в зависимости от собственных пожеланий и фантазии.

Для изготовления форм можно использовать не только новые материалы, но и различные подручные средства. Заливка на месте может производиться в самую обыкновенную опалубку, без использования специальных форм и приспособлений. Добавляя в бетон или в подсыпку для железнения цветные красящие пигменты можно получить оригинальную и красивую поверхность.

Сделайте на своем участке хотя бы одну дорожку из самодельных бетонных плит, и вы увидите все преимущества применения подобных технологий при изготовлении тротуарных покрытий.