Как сделать ролики для откатных ворот своими руками

Как сделать ролики для откатных ворот своими руками

Изготовить хорошие откатные ворота самостоятельно – насколько это сложно? На данные вопросы можно найти ответы в приведенной статье.

К одной из самых востребованных разновидностей на строительном рынке следует отнести откатные ворота. Их преимуществами являются следующие аспекты:

  1. Функциональность. Они очень удобны тем, что открываются в стороны, а не вперед или вовнутрь.
  2. Открытие происходит автоматически при помощи специального механизма.
  3. Эстетичность. Они выглядят красиво и современно.
  4. Простота установки. Механизм устанавливает на фундамент.
  5. Нет ограничения по высоте, может проехать любая машина.
  6. Прочность. Откатные ворота служат достаточно долго.
  7. Большой выбор материала для отделки ворот. Это может быть профнастил, поликарбонат, металл и даже дерево. Все зависит от материальных возможностей и предпочтений потребителя.
  8. Можно сделать автоматическое открывание ворот через пульт. Но это потребует дополнительных затрат. Можно обойтись и без автоматики, применив электромотор. Достаточно нажать на кнопку – и ворота откроются.

Достоинства и недостатки подвесных ворот

Навесные ворота имеют следующие преимущества:

• Во-первых, они экономят пространство около входа.
• Во-вторых, зимой перед их открытием не нужно очищать от снега большую по площади территорию.
• В-третьих, они устойчивы и хорошо переносят сильные порывы ветра.

Но есть у таких ворот и недостатки:

• Во-первых, их высота ограничивается направляющей балкой.
• Во-вторых, эта балка должна быть всегда очищена от снега, иначе движение створок будет затруднено или вовсе невозможно.
• В-третьих, для устройства этих ворот необходимо свободное пространство вдоль забора.

Самостоятельное изготовление фурнитуры

Изготовление в домашних условиях комплектующих для ворот требует наличия соответствующих материалов и инструментов, а также максимального качества в работе. Если хотя бы одна деталь будет заметно отличаться от нормы, конструкция не сможет служить надежно и долго, и вскоре понадобится замена механизма.

Направляющая балка

Направляющую балку называют по-разному: швеллером, консолью, рельсом. В заводских условиях она выполняется из стального профиля со сложной геометрической формой, повторить которую в домашних условиях невозможно. Длина балки 5-7 метров, толщина металла – от 3,5мм до 5мм. Эта деталь является самой габаритной в комплекте, и, пожалуй, самой важной. При самостоятельном изготовлении направляющей следует правильно подобрать материал, учитывая вес полотна и ширину створки. Для работы понадобятся:

  • железная труба 60х60х4мм;
  • болгарка;
  • рулетка;
  • сварочный аппарат;
  • набор сверл;
  • дрель.

Балка должна быть в 1,5 раза длиннее ширины ворот. Чем больше створка, тем толще подбирается металл для направляющей, иначе со временем балка прогнется, и ворота перестанут открываться. Оптимальным вариантом для самодельной консоли считается квадратная труба сечением 60х60х4мм, при этом ее длина должна соответствовать ширине ворот, умноженной на 1,5. Если найти трубу нужной длины не удалось, можно сварить две вместе, но оба отрезка обязательно должны быть одинаковыми.

Хорошо, если труба уже имеет продольный разрез, если же его нет, с помощью болгарки нужно вырезать паз шириной около сантиметра. Обязательно очистить трубу от ржавчины, окалины, тщательно отшлифовать поверхность.

То же касается и поперечного сварочного шва, если для направляющей используются две трубы. Делать шов нужно очень аккуратно, иначе подшипники будут клинить, или же створка при прохождении шва будет совершать скачок. Понятно, что зачищать внутренние швы при таком сечении профиля достаточно проблематично, но иначе добиться легкого хода ворот не получится.

Роликовые каретки

Роликовые каретки, или тележки, принимают на себя нагрузку от движущейся створки, перенося ее на фундамент ворот. Именно благодаря кареткам профиль вместе с установленной рамой передвигается вдоль проема. На каждой каретке имеется по восемь роликов, которые бывают как металлическими, так и полимерными. Качество заводских кареток гораздо выше, чем у самодельных, тем не менее, правильно изготовленные в домашних условиях, они могут прослужить достаточно долго.

Заводская роликовая каретка

В качестве роликов оптимально подходят подшипники от генератора жигулей. Внутренний диаметр подшипника должен быть в пределах от 14 до 40мм, чтобы он не просто помещался в трубу, но и свободно по ней двигался. Для осей кареток можно использовать шпильки М18, которые нужно разрезать на куски требуемой длины. Кроме того, понадобится небольшая пластина железа толщиной от 8мм для изготовления основания каретки. Более тонкий металл не годится – он не выдержит веса конструкции и погнется. Если нет в наличии железа такой толщины, можно сделать двойное количество пластин и соединить их между собой.

Процесс изготовления каретки достаточно прост: металлические пластины размечают, болгаркой обрезают лишнее, потом просверливают отверстия для крепления подшипников. Если металл тонкий, пластины сваривают, хорошо зачищают швы. Диаметр отверстий должен соответствовать диаметру оси, в данном случае это 18мм. Во время сверления рекомендуется применять масло для охлаждения, чтобы металл не перегревался. Оси примеряют к отверстиям и обрезают до нужной длины. Далее на оси одевают шайбы, следом подшипники, и крепко прикручивают. Подшипники обязательно набить смазкой до приваривания основы.

Другие элементы фурнитуры

Самое сложное в этом процессе – изготовить балку и каретки, все остальные элементы сделать уже проще. Ограничитель, который предназначается для удерживания створки в вертикальном положении, представляет собой небольшую пластину с загнутыми краями и пластиковыми роликами. Для больших ворот рекомендуется ставить ограничитель с 4 роликами, для стандартных достаточно двух роликов. Уловители фиксируют полотно после закрывания и состоят из выгнутых особым способом металлических пластин. Если правильно подобрать толщину металла, изготовить улавливатели и ограничитель не составит труда.

Заглушки предназначаются для защиты направляющей от попадания снега и грязи, что негативно влияет на движение створки. Как правило, заводские заглушки выполнены из резины или пластика, сделать же их самостоятельно можно из любых подручных материалов. Иногда концы балки просто заваривают сваркой.

Самостоятельно изготовленные комплектующие обходятся в несколько раз дешевле, что позволяет сэкономить на монтаже ворот значительную сумму. И все же, не стоит забывать, что при недостатке опыта результат может получиться совсем не тот, что ожидали. Если есть сомнения в своих возможностях, приниматься за сборку фурнитуры не рекомендуется. Заводские комплектующие во много раз надежнее и долговечнее, к тому же не заберут у вас много времени на установку.

Материалы и инструменты, необходимые для монтажа подвесных ворот

Для того чтобы изготовить навесные ворота самостоятельно, понадобятся профнастил, трубы с квадратным сечением, направляющая балка, врезной замок и ролики. Можно также приобрести комплект автоматики, если будет необходимость сделать ворота автоматически открывающимися.

Из инструментов потребуются болгарка и сварочный аппарат.

Обычно навесные ворота имеют одну створку. Если ширина ворот меньше 3-х метров, то нет необходимости делать вторую створку. Обычно такой ширины достаточно для въезда автомобиля. Но если все же по каким-то причинам будет решено установить более широкие ворота, то лучше сделать их двустворчатыми, иначе направляющая балка может не справиться с нагрузкой.

Читайте также  Г образная кухня гостиная

Ролики, посредством которых будет осуществляться движение створок, изготавливать самостоятельно не нужно. Их можно приобрести уже готовыми, причем обычно они продаются вместе с направляющими.

Ролики и направляющая для откатных ворот

Автоматизация открытия

Чтобы было удобно пользоваться сдвижными воротами, стоит установить на них автоматический привод. Сейчас в специализированных магазинах можно найти такие устройства любой цены и качества. Монтировать комплект автоматики необходимо доверить опытному специалисту. Однако это можно сделать и самостоятельно, потому что к нему прилагается подробная инструкция.

Электропривод состоит из таких узлов:

  • электрического двигателя;
  • нескольких датчиков;
  • специальной зубчатой рейки.

Откатные ворота, разработанные и изготовленные своими руками, обойдутся дешево, потому что есть возможность контроля качества работ. Однако если домашний мастер не обладает всеми необходимыми навыками, то стоит заказать это изделие в крупной компании. К примеру, очень хорошие отзывы имеет оборудование фирмы «Дорхан».

Перечень комплектующих

В базовую комплектацию сдвижных ворот входят:

  • направляющая балка;
  • две роликовые каретки;
  • ограничитель;
  • два уловителя;
  • концевой, или накатной ролик;
  • заглушки.

Каждый элемент выполняет определенные функции, и эффективная работа ворот возможна только при условии наличия всех комплектующих. Разумеется, заводская фурнитура гораздо удобнее в использовании, чем самодельная, к тому же, все детали отлично между собой взаимодействуют. Единственным недостатком покупного комплекта является высокая стоимость, что заставляет людей искать альтернативные варианты.

Конструкция сдвижных ворот

Сдвижные ворота состоят из дверной панели, которая передвигается по роликам. По конструкции они делятся на несколько видов: подвесные, консольные и откатные по рельсу.

  1. 1. Подвесные сдвижные ворота состоят из балки, которая установлена на стоящие столбы с обеих сторон ворот. По строению конструкция похожа на букву «П». Края загнуты внутрь. Панель висит на расположенных внутри роликах, по которым она перемещается. Такую сдвижную конструкцию не каждый устанавливает на своем участке, из-за балки, которая не позволяет проехать большому транспортному средству.

2. Консольная конструкция панелей состоит из балки. По строению она напоминает П-образную форму, один конец которой висит в воздухе, второй закреплен. Внутри расположены ступеньки, для перемещения роликов. Вес дверной панели переходит на балку через ролики. Балка может располагаться внизу, верху или посередине.

  1. 3. Для откатных ворот на рельсах в землю устанавливается рельс, а к нижней части панели ворот прикрепляют ролики. Эта самая легкая и простая конструкция. Панель передвигается по направляющей. Их недостаток в том, что ролики с рельсами постоянно придется очищать от листьев, снега и прочей грязи. Но в такой конструкции есть много плюсов: обладая компактностью, во время открытия панель ворот занимает не больше места проема. Конструкция изготовляется из мощного каркаса и прочной обшивки, что позволяет противостоять сильным ударам. Створка не провисает, поэтому подходит для установки в проемах до 6 метров.

Изготовление консольных откатных ворот без автоматики

Конструкция консольных ворот является самой дорогой из всех, но ее достоинство в том, что балка не располагается над проездом, ворота занимают мало места при открывании. Весь комплект запчастей для ворот покупают в фирме, он состоит из:

  • Улавливателя концевых роликов и самих роликов;
  • Направляющей балки;
  • Подставки;
  • Роликовой опоры.

Чтобы определить сколько покупать материала, заранее составляется схема и чертежи. С их помощью рассчитывается вес панели ворот, ее размер, тип обшивки, материал каркаса.

Установка самодельных откатных ворот начинается с укладки фундамента с металлическими столбами, на которые крепится консольная балка. Чтобы нагрузку от панели компенсировать, фундамент заливают на длину технического выноса (вдоль забора перед столбами). Необходимый размер фундамента рассчитывается в зависимости от длины консольной балки и закладывается по типу ленточного. Под него вырывают котлован глубиной ниже промерзания грунта. В котлован устанавливают стойки и укладывают армированные опоры. Опоры предназначены для пластин с роликами. К стойкам прикрепляют верхние ролики, задача которых держать панель и не позволять ей раскачиваться.

Фундамент

Рассчитать размер фундамента очень просто. Его длина составляет половину ширины проезда. К примеру, при ширине проезда 4 метра, длина фундамент закладывается 2 метра. Его ширина составляет от 40 до 50 см.

Котлован выкапывают ниже глубины промерзания грунта на 15 см. В эту часть фундамента устанавливают арматуру, к ней приваривают швеллер, затем бетонируют. Швеллер устанавливается на один уровень с уровнем грунта. Можно воспользоваться более простым и быстрым способом, прикрутив в грунт три винтовых сваи из металла, к которым приваривается швеллер. Такой вариант менее надежный, но более дешевый по стоимости. Если работа проделана правильно, то площадка получится ровной.

Несущая рама

Рама для ворот изготовляется по схеме из металлических труб диаметром до 60 мм. Используя болгарку или шлифовальную машинку, трубы очищают от ржавчины. Затем обезжиривают и грунтуют. Трубы приваривают друг к другу создавая раму. Из труб диаметром 20 мм делают обрешетку и прикрепляют ее к раме. На обрешетку будет делаться обшивка. Используя саморезы или заклепки, панель соединяют с обшивкой.

Обрешетку внутри рамы устанавливают, так как будет происходить обшивка ворот. Если обшивка планируется двухсторонняя, то обрешетку ставят в центре рамы, а при односторонней — на краю.

Чтобы конструкция была максимально прочной сварные швы должны располагаться на 25 см друг от друга. Когда работа сделана – швы выравнивают болгаркой. Затем панель грунтуют и красят. Обшивать панель ворот начинают после высыхания краски.

Обшивка

Сэндвич-панели и профнастил, являются бюджетным вариантом обшивки каркаса. Можно использовать дерево или металлические листы. Для предотвращения появления плесени и различных насекомых дерево покрывают септиком. После этого закрепляют внизу и вверху саморезами. Чтобы профлисты и металл не покрылись коррозией, их обезжиривают и покрывают грунтовкой. К каркасу прикрепляют саморезами или заклепками.

Как закрепить роликовые опоры?

Довольно часто фундамент дает усадку, поэтому нельзя платформы с роликами приваривать сразу к закладному швеллеру. Если произойдет хоть малейшее смещение, ворота открываться не будут, а приваренную платформу корректировать сложно. Придется все срезать, это долго, и нет гарантии в положительном результате. Поэтому механизм откатных ворот своими руками делается по правилам. К швеллеру приваривают шпильки, а платформы с роликами крепят на болтовые соединения, которые устанавливаются на шпильки.

Важно знать! Покупая роликовые платформы, внимательно рассмотрите сами ролики и их каретки. Ролики должны располагаться по четыре штуки в два ряда и быть с морозостойкой смазкой. Платформа, к которой они крепятся должна быть изготовлена из литой стали, покрытой защитной смазкой.

Установка направляющих

Перед установкой нужно примерить направляющие. Направляющие, нижние ролики и подшипники ставят в положение «открыто». Верхнюю направляющую устанавливают на ролики, после этого ролики выравнивают по уровню. Затем раму ворот монтируют на ролики и опять выравнивают по уровню. Если все сделано ровно платформа приваривается к фундаменту сваркой. Верхняя направляющая сваривается с металлическими столбами. Для кирпичных и деревянных столбов применяют закладные из арматуры или анкера.

Читайте также  Арки своими руками

Монтаж механизма верхних роликов и нижнего уловителя

Направляющую балку можно заменить вертикальными направляющими роликами. Их прикрепляют болтами на П-образном профиле. Благодаря им ворота не будут качаться, а высокие автомобили спокойно смогут проезжать.

Чтобы освободить ролики от нагрузки на фундамент приваривается нижний уловитель. Панель, будет заходить в него создавая при этом дополнительную точку опоры.

Автоматизация откатных ворот

Автоматика для изготовления выдвижных ворот с электроприводом подбирается в зависимости от веса и размера конструкции. В комплект входит: блок управления и пульт ДУ, сигнальная лампа и электропривод, элементы безопасности, зубчатая рейка. Чтобы створка плавно ходила, а система автоматики проработала долго, лучше для подключения вызвать специалиста. Но если вы решили сделать это самостоятельно, то следует придерживаться следующего порядка:

  1. Первым делом следует выбрать место для размещения привода.
  2. Привод прикручивается болтами между каретками на швеллер.
  3. Открывают ворота.
  4. Рейку с зубцами закрепляют посередине привода.
  5. Затем устанавливают концевые выключатели и только потом можно подключать привод.
  6. Подключают сигнальную лампу и монтируют элементы безопасности.

Можно приобрести автоматику с дополнительными функциями: регулятор скорости открывания, температурный контроль, дополнительное питание и фотоэлементы.

Советы по установке самодельных откатных ворот своими руками

Каждый сможет изготовить самодельные раздвижные ворота. Если предварительно изучить информацию по монтажу и придерживаться советов специалистов, то можно создать необычные самодельные ворота.

  1. Чертежи. Чтобы все монтажные работы по установке выдвижных ворот своими руками были выполнены быстро и правильно, особое внимание уделяется схемам и чертежам. Результат: конструкция, работающая без проблем благодаря точному соблюдению всех размеров и параметров.
  2. Материалы. Чтобы механизм раздвижных ворот проработал долгое время, без ремонтных работ, весь материал из которого они изготовлены, должен быть только высокого качества.
  3. Автоматизация. Чтобы конструкция хорошо закрывалась и открывалась, установку электрического привода должен выполнять специалист.

Подготовка к монтажу

Прежде чем приниматься за работу, необходимо проверить техническую возможность установки откатных ворот своими руками. Для этого надо выдержать следующие условия:

  • в той стороне, куда планируется задвигать полотно при открывании, забор должен быть прямым;
  • длина этого прямого участка – не менее ширины въезда, помноженной на 1,5;
  • рельеф участка позади забора должен быть ровным, чтобы открываемая створка не упиралась в землю;
  • заборные опоры по бокам проема нужно построить заблаговременно;
  • для крепления ловителей и направляющих в кирпичных или блочных столбах надо предусмотреть закладные детали.

Если ваши замеры и расчеты показывают, что места для движения полотна хватает и опоры уже готовы, то переходите к закупке материалов и комплектующих. Чтобы посчитать их количество, не обязательно создавать проект, достаточно нарисовать эскиз будущих ворот по чертежам, предлагаемым производителями либо пользователями тематических форумов.

Справка. Зачастую фирмы – изготовители откатных ворот, например, известная компания Дорхан, предлагают полные комплекты материалов, включающие профильные трубы для сборки рамы и обшивку из профнастила. Изделия рассчитаны на стандартную ширину проезда 4 м.

Минимальный монтажный комплект для ворот включает в себя такие детали:

  • консольная балка;
  • 2 роликовых опоры;
  • улавливатель верхний и нижний;
  • ролики опорные и поддерживающие;
  • кронштейн верхней направляющей;
  • рейка зубчатая;
  • механический привод с установочной площадкой;
  • заглушки для торцов балки.

Опционально изделие может комплектоваться системой дистанционного и автоматического открывания с фотодатчиками. При необходимости в полотно встраивается калитка, распахивающаяся внутрь двора (наружу нельзя, может случайно упереться в столб). Как выглядит основная фурнитура для откатных полотен, подробно показано на видео:

При подборе комплекта и привода обязательно учитывается вес полотна ворот. Например, если вы будете варить шестиметровую раму под проем 4 метра по чертежу, то общий вес конструкции не выйдет за пределы 400 кг. При условии, что на каркас пойдут профильные трубы сечением 60 х 40 мм, а на перемычки – 40 х 20 мм с облицовкой профнастилом.

Комплектующие и монтаж откатных ворот

Приобретение металлических ворот подразумевает и покупку качественных комплектующих.

К таким относят:

  1. направляющие рельсы;
  2. ограничивающие движение полотна ролики;
  3. для перемещения ворот каретки с металлическими роликами;
  4. ограничители и заглушки для предотвращения загрязнения механизмов.

Отправляясь в магазин, механизм откатных ворот купить необходимо исходя из веса металлического полотна. Например, для ворот высотой 4 м необходим откатной механизм, который выдержит нагрузку до 550 кг.

Вы можете сделать механизм для откатных ворот своими руками или купить комплектующие механизмы .

Чертеж механизма откатных ворот и предварительные расчёты

Перед тем, как начать строить ограждение с воротами необходимо произвести точные расчёты.

Сделайте схему конструкции и рассчитайте высоту транспорта. А также нагрузку на откатной механизм ворот. Автоматика может присутствовать в открывании ворот, ее можно подключить к общей системе «Умный дом».

Если рассматривать схему подробно, то визуально она достаточно проста и читабельна. Основой является силовая платформа из бетона. Каркас свайной рамы установлен между стойками.

Профнастил крепят к раме и фиксируют на полотне ручку. По желанию можно сделать привод электрическим

Установка механизма откатных ворот

На первом этапе проводится бетонирование для установки консольной рамы и столбов для уловителей.

  • Выкапывают равную по ширине столбов канаву. На дно около 15 см засыпают щебень с песком.
  • Далее укладывают армированные 6 мм прутья. На них кладут швеллер полками вниз.
  • Устанавливают опалубку, а столбы устанавливают на необходимое место.

Заливку опалубки нужно производить медленно. Чтобы не залить швеллер и для предотвращения скапливания воздуха в бетонном растворе.

После заливки в течение 2-3 дней необходимо поливать платформу холодной водой. Так вы защитите бетон от растрескивания. После этого дайте бетону окончательно застыть и приступайте к работе только через 2 недели.

  • Сделайте раму и усильте ее с помощью металлических профилей. Внутренняя обрешетка выполняется из труб малого сечения одинаковой длины.
  • Далее идет сварка каркаса и соединение внутренней рамы с усиленным профилем. На нижней раме приваривают металлический рельс. После сварной шов зачищают и грунтуют.
  • К опорным столбам крепится уловитель и каретка. Фиксация происходит анкерными болтами.
  • После проверки ходовой части идет монтаж ворот. Одев их на каретный профиль необходимо прихватить их сваркой по кругу. Таким образом, ваша конструкция будет более устойчивой.
  • Готовые ворота красят под цвет основного забора.

Выбирать краску для забора и ворот стоит с антикороззионными свойствами.

После высыхания краски можно смело приступать к облицовке.

Металлические профильные листы лучше крепить на болты со специальными резиновыми прокладками для предотвращения попадания влаги в отверстия.

На последнем этапе монтируют ручки и устанавливают засов и электрический привод.

На этом конструкция автоматического механизма для откатных ворот завершена.